Читать книгу Экология А. В. Маринченко : онлайн чтение

30. Понятие и виды вреда, причиненного окружающей среде.

Действующим
законодательством РФ предусмотрена
плата за негативное воздействие на
окружающую среду (НВОС), которая заменила
ранее взимавшуюся плату за загрязнение
окружающей среды. Необходимость платы
за негативное воздействие на окружающую
среду предусмотрена Федеральным
законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ “Об
охране окружающей среды”.

  • выбросы в
    атмосферный воздух загрязняющих и иных
    веществ;

  • сбросы
    загрязняющих и иных веществ и
    микроорганизмов в поверхностные водные
    объекты, подземные водные объекты и на
    водосборные площади;

  • загрязнение
    недр, почв;

  • размещение
    отходов производства и потребления;

  • загрязнение
    окружающей среды шумом, теплом,
    электромагнитными, ионизирующими и
    другими видами физических воздействий;

  • иные виды
    негативного воздействия на окружающую
    среду.

В настоящее
время плата за НВОС взимается только
за следующие виды негативного воздействия:

  • выбросы в
    атмосферный воздух загрязняющих веществ
    стационарными объектами;

  • выбросы в
    атмосферный воздух загрязняющих веществ
    передвижными объектами;

  • сбросы
    загрязняющих веществ в поверхностные
    и подземные водные объекты;

  • размещение
    отходов производства и потребления.

Под
экологическим вредом понимается любое
ухудшение состояния окружающей среды,
произошедшее вследствие нарушения
правовых экологических требований. Он
прежде всего проявляется в форме
загрязнения окружающей среды, порчи,
уничтожения, повреждения, истощения
природных ресурсов, разрушения
экологических систем.

Вследствие
названных форм деградации природы может
быть причинен вред здоровью и имуществу
граждан и юридических лиц. Такой вред
называется экогенным. Вред здоровью и
имуществу граждан и юридических лиц
неблагоприятным воздействием на
окружающую среду не всегда связан с
нарушением требований законодательства
об окружающей среде. Он может причиняться
вследствие стихийных бедствий –
землетрясений, наводнений и т.п.

Экологический
вред часто связан с упущением выгоды,
то есть неполучением природопользователем
доходов, которые он мог получить при
обычных условиях. Например, фермер мог
получить более высокий урожай
сельскохозяйственных культур, если бы
не была загрязнена окружающая среда.

Предлагаем ознакомиться:  Узнать задолженность перед банками по фамилии

Новым
для российского экологического права
элементом экологического вреда является
моральный вред. Моральный вред может
заключаться в нравственных переживаниях
в связи невозможностью продолжать
активную общественную жизнь, с потерей
работы, а также и с физической болью,
связанной с повреждением здоровья либо
в связи с заболеванием.

Глава 6Водного кодекса рф устанавливает основные требования к охране водных объектов.

Собственники
водных объектов осуществляют мероприятия
по охране водных объектов,
предотвращению их загрязнения, засорения
иистощения вод, а также
меры по ликвидации последствий указанных
явлений. Охрана водных объектов,
находящихся в федеральной собственности,
собственности субъектов Российской
Федерации, собственности муниципальных
образований, осуществляется исполнительными
органами государственной власти или
органами местного самоуправления в
пределах их полномочий в соответствии
состатьями 24 – 27Водного
кодекса.

При
использовании водных объектов физические
лица, юридические лица обязаны осуществлять
водохозяйственные мероприятия и
мероприятия по охране водных объектов
в соответствии с настоящим Кодексом и
другими федеральными законами.


не допускать нарушение прав других
собственников водных объектов,
водопользователей, а также причинение
вреда окружающей среде;


содержать в исправном состоянии
эксплуатируемые ими очистные сооружения
и расположенные на водных объектах
гидротехнические и иные сооружения;


информировать уполномоченные
исполнительные органы государственной
власти и органы местного самоуправления
об авариях и иных чрезвычайных ситуациях
на водных объектах;


своевременно осуществлять мероприятия
по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на водных объектах;


вести в установленном порядке учет
объема забора (изъятия) водных ресурсов
из водных объектов и объема сброса
сточных вод и (или) дренажных вод, их
качества, регулярные наблюдения за
водными объектами и их водоохранными
зонами, а также бесплатно и в установленные
сроки представлять результаты такого
учета и таких регулярных наблюдений в
уполномоченный Правительством Российской
Федерации федеральный орган исполнительной
власти;

Предлагаем ознакомиться:  Как натравить налоговую на организацию анонимно, пожаловаться на фирму


выполнять иные предусмотренные Водным
кодексомРФ, другими федеральными
законами обязанности.

Правовая
охрана вод –
это система закрепленных законом мер,
направ­ленных на предотвращение их
загрязнения, засорения и истощения.
Загряз­нением или засорением водное
законодательство признает ухудшение
качест­ва вод в результате сброса в
водные объекты или поступления в них
иным способом вредных веществ (загрязнение)
либо предметов или взвешенных ча­стиц
(засорение). Истощение вод – устойчивое
сокращение их объема (ст. 1 Водного
кодекса РФ).


планирование рационального использования
водных объектов;


нормирование допустимого воздействия
на воды;


государственный мониторинг водных
объектов;


государственный водный реестр;


государственный контроль и надзор за
использованием и охраной водных объектов.

Планирование
рационального использования водных
объектов
ведется в форме схем комплексного
использования и охраны водных объектов
(ст. 33 ВК РФ). Схемы разрабатываются в
целях: определения допустимой антропогенной
нагрузки на водные объекты; определения
потребностей в водных ресурсах в
перспективе; обеспечения охраны водных
объектов; определения основных направлений
деятельности по предотвращению
негативного воздействия вод.

Схемы
комплексного использования и охраны
водных объектов разрабатываются
уполномоченным Правительством РФ
федеральным органом исполнительной
власти, рассматриваются бассейновыми
советами и утверждаются для каждого
речного бассейна уполномоченным
федеральным органом исполнительной
власти. Схемы являются обязательными
для органов государственной власти,
органов местного самоуправления.

Нормирование
допустимого воздействия на воды
осуществляется в целях поддержания
поверхностных и подземных вод в состоянии,
соответствующем требованиям
законодательства (ст. 35 ВК РФ). Количество
веществ и микроорганизмов, содержащихся
в сбросах сточных вод и (или) дренажных
вод в водные объекты, не должно превышать
установленные нормативы допустимого
воздействия на водные объекты.

своевременного выявления и прогнозирования
развития негативных процессов, влияющих
на качество воды в водных объектах и их
состояние, разработки и реализации мер
по предотвращению негативных последствий
этих процессов; оценки эффективности
осуществляемых мероприятий по охране
водных объектов;

Организация
и осуществление государственного
мониторинга водных объектов проводятся
уполномоченными Правительством РФ
федеральными органами исполнительной
власти с участием уполномоченных органов
исполнительной власти субъектов РФ.

Предлагаем ознакомиться:  Почему в армии деды отдают масло молодым

Государственный
водный реестр
представляет собой систематизированный
свод документированных сведений о
водных объектах, находящихся в федеральной
собственности, собственности субъектов
РФ, муниципальных образований, физических
и юридических лиц, об их использовании,
о речных бассейнах, о бассейновых округах
(ст. 31 ВК РФ).

Государственный
водный реестр создается в целях
информационного обеспечения комплексного
использования водных объектов, целевого
использования водных объектов, их
охраны, а также в целях планирования и
разработки мероприятий по предотвращению
негативного воздействия вод и ликвидации
его последствий.

В
государственный водный реестр включаются,
в частности, документированные сведения:
о водных объектах; об использовании
водных объектов, в том числе о
водопотреблении и водоотведении; о
водоохранных зонах и прибрежных защитных
полосах, других зонах с особыми условиями
их использования; о решениях о
предоставлении водных объектов в
пользование; о договорах водопользования.

Государственный
контроль и надзор за использованием и
охраной водных объектов
проводится в целях обеспечения соблюдения
требований к использованию и охране
водных объектов; особого правового
режима использования земельных участков
и иных объектов недвижимости, расположенных
в границах водоохранных зон и зон
специальной охраны источников питьевого
водоснабжения; иных требований водного
законодательства (ст. 36 ВК РФ).

В
соответствии с Водным кодексом РФ все
воды (водные объекты) подлежат охране
от загрязнения, засорения и истощения.
При использовании водных объектов
граждане и юридические лица обязаны
осуществлять производственно-технологические,
мелиоративные, агротехнические,
гидротехнические, санитарные и другие
мероприятия, обеспечивающие охрану
водных объектов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector