Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 322-06-74 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 407-24-18 (бесплатно)
Гигиенические требования к земельному участку дошкольных учреждений |
Помощь юриста
Назад

Гигиенические требования к земельному участку дошкольных учреждений

Опубликовано: 12.09.2019
0
0

Гигиенические требования к дошкольным организациям

Гигиенические
требования к дошкольным учреждениям
регламентируются СанПиН
2.4.1.3049-13″Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных
образовательных организаций».

В зависимости от
длительности пребывания детей дошкольные
организации могут быть с кратковременным
пребыванием (до 5 часов в день), сокращенного
дня (8-10 часов в день), полного дня (10,5 —
12 часов в день), продленного дня (13 — 14
часов в день) и круглосуточным пребыванием
детей.

https://www.youtube.com/watch{q}v=f1VCcRKAzMc

Проектирование и
строительство детских организаций
осуществляется с учетом следующих
гигиенических принципов:

  1. групповая изоляция
    в здании и на земельном участке
    организуется в связи с высокой
    восприимчивостью детей к инфекционным
    агентам. Согласно принципа групповой
    изоляции каждая группа должна иметь
    полный набор помещений в здании и
    групповую площадку на участке;

  2. создание оптимального
    воздушно-теплового режима в помещениях
    необходимо в связи с относительно
    высокой скоростью обмена веществ при
    одновременном несовершенстве процессов
    терморегуляции;

  3. обеспечение
    достаточного естественного освещения
    и инсоляции необходимо в целях
    профилактики заболеваний органов
    зрения, так как у детей дошкольного
    возраста не закончено формирование
    зрительного анализатора, а выполняемая
    зрительная работа достаточно велика;

  4. создание оптимальных
    условий для организации рационального
    питания;

  5. рациональная
    планировка земельного участка позволяет
    удовлетворить большую потребность
    детей в движениях.

СанПиН -03

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 I. Общие положения и область применения 1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом

от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 (Выдержки из текста документа) I. Общие положения и область применения 1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом

от 30 марта 1999 г.

Гигиенические требования к земельному участку дошкольных учреждений

Температура воздуха и кратность воздухообмена в основных помещениях в зависимости от климатических районов

Структура зданий, их планировочные решения в значительной степени определяют состояние внутренней среды помещений и возможность правильной организации учебно-воспитательного процесса и физического воспитания детей. Проектирование, строительство и благоустройство ДОУ находятся под врачебным контролем, который проводится в порядке предупредительного санитарного надзора.

Он осуществляется в соответствии с нормативными документами, основными из которых являются “Санитарные нормы и правила (ВСН — 49-86)” Основными гигиеническими принципами устройства и оборудования детских дошкольных учреждений являются: n Возрастная, групповая и индивидуальная изоляция, n Создание благоприятного светового режима, n Создание оптимального воздушно-теплового режима, n Обеспечение достаточной двигательной активности n Создание условий для рационального питания детей,

СанПиН 2.4.1.1249-03» и на основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства.

В связи с этим будущие педагоги ДОУ должны хорошо знать и выполнять все требования, которые предъявляются к земельному участку и его функциональным зонам, зданию, помещениям и оборудованию дошкольных учреждений. От правильного планирования и проектирования дошкольных учреждений зависит не только выполнение задач воспитания и обучения детей, но и в значительной мере состояние здоровья, а также физическое и психическое их развитие.

Земельный участок является обязательной составной частью дошкольного учреждения, предназначен для воспитания, оздоровления и отдыха детей. Выбор земельных участков для строительства ДОУ, проекты зданий, привязка проектов допускаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормам.

С этой целью здание размешают в глубине участка — не менее 15—20 м от красной линии застройки, на расстоянии 250—300 м от гаражей. Земельный участок должен быть такой площади, чтобы можно было разместить его основные элементы, без которых трудно обеспечить детям надлежащий микроклиматический и санитарный комфорт, а также полноценное физическое воспитание.

Рациональная организация использования территории земельного участка детского учреждения предусматривает его функциональное зонирование.

При выборе участка для детских учебно-воспитательных учреждений необходимо руководствоваться следующими принципами: — здания детских учреждений должны быть расположены недалеко от места жительства большинства обслуживаемых детей; — расстояния от детских учебно-воспитательных зданий до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей должны соответствовать требованиям, предъявляемым к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов;

— выбранный участок должен быть достаточным по величине, с тем чтобы обеспечить наилучшие условия пребывания детей и выполнение всех основных режимных составляющих. При проектировании и строительстве дошкольных учреждений должны соблюдаться следующие принципы: — групповая изоляция как в здании, так и на участке (каждая. группа имеет свой набор помещений, площадок и пользуется отдельным входом)

В настоящее время снизился возраст возникновения многих хронических заболеваний у детей. До сих пор еще не преодолены негативные тенденции в состоянии здоровья детской популяции. Как свидетельствуют результаты исследований, выполненных в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, лишь 5-7% дошкольников здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения. Во-вторых, с уходом от единообразия и унифицированности в том числе и дошкольного образования.

Предлагаем ознакомиться:  Замена номерных знаков на автомобиле

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы I. Общие положения и область применения 1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом

от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ (с изменениями и дополнениями) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 7, ст.

Участки дошкольных учреждений общего типа размещаются, как правило, на обособленных земельных территориях. Радиусы обслуживания ДО в городах составляют 300м, в сельских населенных пунктах и малых городах одно- и двухэтажной застройки — не более 500м. Здания дошкольных организаций размещают на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от городских улиц, межквартальных проездов на расстояние, обеспечивающее уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха требованиям санитарных правил и нормативов.

Правильно спланированный и хорошо организованный участок, где дети проводят до 5–6 ч в теплое время года, создает благоприятные условия для их гармоничного развития. Целью работы является изучение гигиенических требований к территории ДОУ. Для достижения данной цели ставятся задачи, такие как: Зона игровой территории Обособленный земельный участок – обязательная составляющая территории дошкольного учреждения.

удаленность от места проживания обслуживаемого контингента. Дошкольное учреждение должно находиться в радиусе 0,3 км. Допускается его увеличение до 0,5 км в случае застройки населенного пункта приусадебными участками; удаленность от предприятий, загрязняющих воздух газами, пылью или производящих повышенный шум (заводы, фабрики, гаражи, транспортные предприятия, шоссейные и железные дороги), а также от мест наибольшего скопления народа (рынки, ярмарки, стадионы, кинотеатры и т.п.).

На территории участка размещают площадки для игр, отдыха родителей, для птиц и животных, хозяйственный двор и садово-огородный участок.

Игровые площадки изолируют друг от друга живой изгородью, газоном или посадками деревьев. На них размещают (в зависимости от возраста детей) песочницы, качалки-балансиры, карусели и прочее игровое оборудование. На каждой площадке обязательно устанавливают теневой навес, скамейки, урны.

Территория городского детского сада рассчитывается по количеству детей, она не должна быть меньше 35 кв. м на ребенка. Территория сельского детского сада может быть и меньше, в зависимости от условий. Санитарные нормы определяются СанПиНом 2.4.1.2660-10 Все, что находится на территории садика, должно быть безопасно для детей.

Вновь строящиеся
объекты дошкольных учреждений
рекомендуется располагать в отдельно
стоящем здании.

При новом
строительстве, в условиях сложившейся
затесненной застройки, допускается
размещение дошкольной организации во
встроенных в жилые дома помещениях,
вместимостью до 80 мест, и во
встроенно-пристроенных помещениях к
жилым домам (или пристроенных), вместимостью
до 150 мест, при наличии отдельно огороженной
территории с самостоятельным входом и
выездом (въездом). Здание дошкольной
организации отделяется от жилого здания
капитальной стеной.

Здание дошкольной
организации должно быть 2-х этажным.
Двухэтажные здания в наибольшей степени
отвечают необходимым функциональным
требованиям.

В
отдельных случаях – в условиях сложного
рельефа местности, сложных грунтовых
характеристик (вечная мерзлота), плотной
жилой застройки и недостатка площадей,
в городах-новостройках с повышенным
числом дошкольников в общей структуре
населения – проектируется строительство
трехэтажных зданий.

В таких зданиях
повышается нагрузка на сердечно-сосудистую
систему ребенка, поэтому на 3-м этаже
располагают служебно-бытовые и
рекреационные помещения, дополнительные
помещения для работы с детьми (кабинет
психолога, логопеда), группы для детей
старшего дошкольного возраста. Групповые
ячейки для детей ясельного возраста
располагают на 1-м этаже, для детей от
3-х и старше размещение групповой ячейки
допускается на 2-м этаже.

Здания, в зависимости
от вместимости, могут иметь:

  • централизованную
    (компактную) структуру, позволяющую
    создать наиболее короткие внутренние
    связи между помещениями отдельных
    групповых ячеек и общего назначения.
    Она является оптимальной для учреждений
    малой вместимости, а также в I
    климатической зоне (для снижения
    теплопотерь через наружные ограждения);

  • блочную структуру,
    предусматривающую размещение
    функциональных групп помещений в
    отдельных блоках, непосредственно
    примыкающих друг к другу или с переходами;

  • павильонную
    структуру, состоять из нескольких
    корпусов-павильонов, отдельно стоящих
    или соединенных между собой отапливаемыми
    переходами. Она является целесообразной
    для комплексов детских яслей-садов и
    в IV
    климатическом поясе.

1)
групповые ячейки – изолированные
помещения, принадлежащие каждой детской
группе;

2)
дополнительные помещения для занятий
с детьми, предназначенными для поочередного
использования всеми или несколькими
детскими группами;

3)
сопутствующие помещения (медицинские,
пищеблок, постирочная);

  1. служебно-бытовые
    помещения для персонала.

Помещения

Темпера-

тура воздуха

С

Кратность обмена
воздуха

в
1 час

В
I A, Б, Г климатических районах

В
других климатических районах

приток

вытяжка

приток

вытяжка

Приемные, игровые

ясельных
групп

22

2,5

1,5

1,5

Приемные,
игровые младшей, средней, старшей
групп

21

2,5

1,5

1,5

Спальни
всех групп

19

2,5

1,5

1,5

Туалетные
ясельных групп

22

1,5

1,5

Туалетные
дошкольных групп

19

2,5

1,5

1,5

Медицинские
помещения

22

2,5

1,5

1,5

Залы
для музыкальных и гимнастических
занятий

19

2,5

1,5

1,5

Прогулочные
веранды

12

по расчету, но
не

менее
20 м3
на 1 ребенка

Зал
с ванной бассейна

29

Раздевалка
с душевой бассейна

25

Отапливаемые
переходы

15

Предлагаем ознакомиться:  Есть вид на жительство в россии надоли заполнять миграционную карту

1. Гигиенические требования к размещению

Здания дошкольных
организаций должны размещаться в зоне
жилой застройки, за пределами
санитарно-защитных зон предприятий,
сооружений и иных объектов, санитарных
разрывов, гаражей, автостоянок,
автомагистралей, объектов железнодорожного
транспорта, метрополитена, аэропортов.
Отдаление от
шумных, пыльных магистралей с интенсивным
движением транспорта, от промышленных
предприятий, рынков и т.д.

Дошкольные
организации должны располагаться на
внутриквартальных территориях жилых
микрорайонов, удаленных от городских
улиц, в пределах пешеходной доступности
(в городах — не более 300 м, в сельских
населенных пунктах и малых городах –
не более 500 м) от места жительства.Допускается
для сельских районов радиус пешеходной
доступности до 1 км. Для районов Крайнего
Севера, горных и южных районов радиус
пешеходной доступности допускается
снижать в 1,5 раза.

От
границы участка дошкольной организации
до проезда должно быть не менее 25 м. При
размещении зданий должны соблюдаться
санитарные разрывы от жилых и общественных
зданий для обеспечения нормативных
уровней инсоляции и естественного
освещения помещений и игровых территорий.

Здания дошкольных
организаций могут быть отдельно стоящими,
пристроенными к торцам жилых домов,
встроенными в жилые дома и
встроено-пристроенными к торцам жилых
домов. Возможно совмещение дошкольных
организаций с общеобразовательными
учреждениями в единый комплекс (детский
сад-школа).

Земельный участок
используется для разнообразной
деятельности детей на протяжении 3 ½ —
4 часов в холодное и 7-8 часов в теплое
время года. Он предназначен для игр,
занятий и отдыха детей, что способствует
укреплению здоровья, нормальному росту
и развитию. Особенности реактивности
детей дошкольного возраста, недостаточная
регуляция в системе гипоталамус –
аденогипофиз — кора надпочечников,
заинтересованной в реакциях адаптации,
относительно низкая сопротивляемость
организма и вследствие этого повышенная
заболеваемость диктуют необходимость
обеспечения изоляции каждой группы. В
связи с этим организация земельного
участка подчиняется принципу групповой
изоляции.

Задание № 3

Ознакомиться
с гигиеническими требованиями,
предъявляемыми к планировке и набору
помещений здания дошкольной организации,
мебели и санитарно-техническому
оборудованию.

Ознакомиться с
функциональными обязанностями
врача-педиатра дошкольного учреждения.

Дошкольно-школьное
отделение детской поликлиники организует
и осуществляет медицинское обеспечение
детей непосредственно в образовательных
учреждениях дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего
(полного) и средне-профессионального
образования. В составе работают
врачи-педиатры, средний медицинский
персонал.

Отделение организует свою
деятельность при тесном взаимодействии
с подразделениями поликлиники, органами
Роспотребнадзора, учреждениями
образования, труда, социальной защиты.
Данное отделение может быть организованно
при наличии в штате поликлиники не менее
6,5 должностей врачей, выделенных для
работы в ДОУ, школах, и других образовательных
учреждениях. При наличии в штате более
9 должностей врачей в нем выделяется
освобожденная должность заведующего
отделением.

Лечебно-профилактическая
помощь детям в ДОУ осуществляется
специально-выделенными врачами и средним
медицинским персоналом. По действующим
типовым штатам медицинского персонала
1 должность педиатра на 180-200 детей в
яслях или на 600 детей в детских садах. В
приказе МЗ № 60 от 19.01.1983г. «О дальнейшем
совершенствовании амбулаторно-поликлинической
помощи детскому населению в городе»
утверждены положения о враче и медицинской
сестре в ДОУ.

Функциональные
обязанности медицинских работников
дошкольных учреждений и школы определены
приказом МЗ и МО РФ № 186/272 от 30.06.92 «О
совершенствовании системы медицинского
обеспечения детей в образовательных
учреждениях».

III. Гигиенические требования к мебели и оборудованию

Гигиенические
требования, предъявляемые к детской
мебели, способствуют правильному
физическому развитию детей, длительному
сохранению работоспособности, профилактике
заболеваний органов зрения и
опорно-двигательного аппарата.

Оборудование
основных помещений должно соответствовать
длине тела, пропорциям ребенка и его
возрасту. При нарушении данного требования
увеличивается наклон туловища, развивается
его асимметрия, возрастает напряжение
мышц, обеспечивающих поддержание
вынужденной, неудобной позы. Необходимым
условием для поддержания физиологически
рациональной позы является соответствие
мебели антропометрическим данным
физически нормально развитых детей и
подростков.

Для
детей дошкольного возраста используются
различных размеров детские
стулья, столы, кровати, шкафы и другая
мебель.

Подбор мебели для
детей следует проводить с учетом
антропометрических показателей (табл.
№ 1).

Таблица № 1

Размеры и маркировка столов и стульев для детей дошкольного возраста

Ростовая
группы, мм

Группа
мебели

Цвет
маркировки

Высота
стола над полом, мм

Высота
сиденья над полом, мм

До 850

850
— 1 000

с 1 000 – 1 150

с 1 150 – 1 300

с 1 300 – 1 450

с
1 450 – 1 600

00

0

1

2

3

4

Желтый

Красный

Голубой

Зеленый

Белый

Синий

340

400

460

520

580

640

180

220

260

300

340

380

При оборудовании
групповой соблюдают следующие требования:

  • столы для занятий
    старших и подготовительных групп
    устанавливают вблизи светонесущей
    стены при обязательном левостороннем
    освещении рабочего места;

  • для леворуких
    детей индивидуальные рабочие места
    организуют с правосторонним освещением
    рабочего места;

  • четырехместные
    столы устанавливают не более чем в 2
    ряда с учетом обеспечения боковым
    освещением максимального количества
    детей;

  • двухместные столы
    – не более чем в 3 ряда;

  • расстояние между
    рядами столов должно быть не менее 0,5
    м;

  • расстояние первого
    ряда столов от светонесущей стены – 1
    м;

  • расстояние
    от первых столов до настенной доски –
    2,5-3 м (угол рассматривания должен
    составлять не менее 45);

  • расстояние между
    рядами должно быть не менее 0,45 м;

Предлагаем ознакомиться:  Обременение сервитутом земельного участка

Размер настенной
доски – 0,75-1,5 м, высота нижнего края
настенной доски над полом – 0,7-0,8 м.
Меловые доски должны быть изготовлены
из материалов, имеющих высокую адгезию
с материалами, используемыми для письма,
хорошо очищаться влажной губкой, быть
изностойкими, иметь темно-зеленый или
коричневый цвет и иметь антибликовое
покрытие.

Гигиенические требования к земельному участку дошкольных учреждений

На занятиях детей
рассаживают с учетом состояния здоровья,
зрения и слуха. Детей, страдающих частыми
простудными заболеваниями, следует
сажать подальше от окон и дверей, детей
с пониженным слухом и близорукостью –
за первые столы, соответствующие их
росту.

Изготавливают
детские
кровати
двух типов:

  1. — кровать детская
    с ограждением и переменной высотой
    ложа для детей до 3 лет;

  2. – кровать детская
    для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Во
избежание травматизма детей стационарные
двухъярусные кровати не используют. В
учреждениях, выстроенных по старым
типовым проектам, при отсутствии спален
допускается организовывать дневной
сон для детей в групповых помещениях
на раскладных кроватях с жестким ложем.
При использовании раскладных кроватей
(раскладушек) в каждой групповой должно
быть предусмотрено место для их хранения,
а также для индивидуального хранения
постельных принадлежностей и белья.

Приемные и
раздевальные оборудуют шкафами для
верхней одежды детей и персонала. Шкафы
следует закреплять и оборудовать
индивидуальными ячейками-полками для
головных уборов и крючками для верхней
одежды. Каждый индивидуальный шкаф
маркируется. Шкафы для верхней одежды
и обуви детей оборудуют сушильными
устройствами. При их отсутствии
устанавливают специальные сушильные
шкафы.

Для осмотра и
переодевания детей раннего ясельного
возраста помещение приемной оборудуют
пеленальными столами, рабочими столами
и стульями, умывальной раковиной, шкафом
для одежды матерей. Необходимо
предусмотреть отдельное помещение для
грудного кормления.

В раздевальной
устанавливают специальный стеллаж для
игрушек, используемых на прогулке.

В туалетных
устанавливают настенные или навесные
вешалки с индивидуальными ячейками для
детских полотенец и предметов личной
гигиены, хозяйственные шкафы, шкаф для
уборочного инвентаря. Всё оборудование
должно быть надежно закреплено. В
туалетных для детей ясельного возраста
до 1,5 лет устанавливают стеллажи с
ячейками для хранения горшков. Горшки
должны быть промаркированы.

Размещение
аквариумов, животных, птиц в помещениях
групповых не допускается.

Нормативы искусственной освещенности

Наименование
помещений

Освещенность
не менее (в лк)

Раздевальная
(приемная)

Групповая
(игровая), компьютерный класс

Спальня, зал для
музыкальных и физкультурных занятий,
веранда

Туалетная

Буфетная

Кабинет
врача

200

300

75

75

200

300

При использовании
ламп накаливания нормы освещенности
уменьшаются вдвое, при этом уровень
освещенности должен составлять не менее
150 лк. Лампы накаливания должны иметь
защитную арматуру (светильник).
Осветительная арматура должна обеспечивать
равномерный рассеянный свет. Освещение
используется общее равномерное, в
спальнях дежурное (ночное). Не следует
использовать в одном помещении
люминесцентные лампы и лампы накаливания
одновременно.

В залах для
физкультурных занятий светильники и
окна должны иметь защитные устройства.

В
районах севернее 650
с. ш. в системе общего освещения основных
помещений устанавливают источники
ультрафиолетового излучения. В групповых,
спальнях, палатах изолятора или фотариях
устанавливают 1 лампу из расчёта на 5 м2
площади при экспозиции 240 минут или на
10 м2
площади при экспозиции 480 минут в течение
дня (высота подвеса 2,5 м).

Отопление

Здания
оборудуют системами центрального
отопления. В качестве нагревательных
приборов могут использоваться радиаторы,
конвекторы, трубчатые нагревательные
элементы, встроенные в бетонные панели.
Температура поверхности нагревательных
приборов должна быть не более 800С.
Во избежание ожогов и травм у детей
отопительные приборы следует ограждать
съемными деревянными решетками. Не
следует использовать ограждения из
древесно-стружечных плит и других
полимерных материалов.

Вентиляция

Естественная
вентиляция.
Все помещения ежедневно и неоднократно
проветриваются в отсутствии детей.
Наиболее эффективное – сквозное и
угловое проветривание помещений.
Длительность проветривания зависит от
температуры наружного воздуха, направления
ветра, эффективности отопительной
системы. Сквозное проветривание проводят
не менее 10 минут через каждые 1,5 часа.

Проветривание проводят в отсутствие
детей и заканчивают за 30 минут до их
прихода с прогулки или занятий. При
проветривании допускается кратковременное
снижение температуры воздуха в помещении,
но не более чем на 2-40с
(с учётом возраста детей). Широкая
односторонняя аэрация всех помещений
в теплое время года допускается в
присутствии детей.

https://www.youtube.com/watch{q}v=pCSl1fzzGho

Проветривание через
туалетные комнаты не допускается. В
помещениях спален сквозное проветривание
проводят до укладывания детей. В холодное
время года фрамуги, форточки закрывают
за 10 минут до отхода ко сну детей;
открывают во время сна с одной стороны
и закрывают за 30 минут до подъема. В
теплое время года сон (дневной и ночной)
организуют при открытых окнах (избегая
сквозняка).

, , , , , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector