Муниципальные правовые акты — Студопедия

Признаки государства

Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytcreatorsru

Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.

Муниципальные правовые акты — Студопедия

В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти.

Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.

1. Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.

2. Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.

3. Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.

Муниципальные правовые акты — Студопедия

Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

– Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.

– Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.

– Аппарат — система органов и наличие особого “класса чиновников” посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.

В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы.

– Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

– Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;

– Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytadvertiseru

– Стремление к представительству интересов всего общества —государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

– Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;

– Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;

– Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

– Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

Предлагаем ознакомиться:  Как ответить на досудебную претензию

– публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;

– определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;

– суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;

– монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;

– право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;

– обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения.

В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

Особенности правотворчества муниципальных органов

Вопрос о том, имеют ли шанс ли муниципальные органы «создавать» право является важным аспектом в рассмотрении процессов правотворчества и реализации права на уровне муниципальных образований. В нынешней российской юридической теории широко распространена точка зрения, в соответствии с которой правовая природа актов органов местного самоуправления является производной, санкционированной, от государственной воли.

Статья 12 Конституции Российской Федерации на сегодняшний день  устанавливает положение, согласно которому, органы местного самоуправления не входят в общую систему органов государственной власти. В рубежах своих полномочий органы местного самоуправления обладают полной самостоятельностью.

Органы местного самоуправления представляют собой одну из ветвей публичной власти, соответственно они наделяются определенными функциями, реализуемые как в правовых, так  и неправовых формах. К неправовым формам можно отнести следующие: 

  • идеологические (разработка муниципальной политики в сфере охраны окружающей среды, градостроения, целесообразного использования природных ресурсов в постоянно изменяющихся условиях и ряд других); 
  • экономические (формирование и исполнение бюджета муниципалитета, разумное использование объектов муниципальной собственности, координация деятельности юридических лиц, действующих на территории муниципалитета и другие);
  • организационные (регулирование транспортного и бытового обслуживания населения, управление жилищно-коммунальным комплексом и т.п.).

Что касается правовых форм, то сюда относятся правотворчество и реализация правовых норм. Правотворчество представляет собой работу субъектов органов местного самоуправления по разработке, принятию, внесению изменений и отмене правовых актов, а реализация правовых норм – это воплощение в жизнь предписаний, закрепленных в нормах права.

То есть, по своей правовой природе муниципальный правовой акт является выражением публично-властной сущности населения муниципального образования, органов местного самоуправления, а в случаях принятия решения по переданным полномочиям, органов государственной власти на территории самоуправляемой единицы.

Акты, которые принимаются органами местного самоуправления, приобретают качество правового не в силу факта наделения их государством правомочием по принятию правовых актов, а в силу специфической природы публичной территориальной власти, которая осуществляется на уровне муниципального образования.

Общими признаками, которые характерны для всех муниципальных правовых актов являются: 

  • Это результат правомерных действий, которые направлены на достижение конкретных последствий права при помощи закрепления текста правовой информации в письменной форме;
  • Обладает особенным кругом субъектов, которые наделены правом на его принятие, характеризуемым близким положением субъекта: производителя правовой информации и получателя данной информации;
  • Наделен специфическим предметом правового регулирования, куда относятся вопросы местного значения и вопросы исполнения отдельных государственных полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ переданы органам местного самоуправления;
  • Имеет свойства общеобязательности, однако не выполняет охранительной функции, то есть они не устанавливают правовые основания и пределы юридической ответственности.

Формы и виды муниципальных правовых актов

Наличие общих признаков и черт, а также отличий у муниципальных правовых актов дает возможность классифицировать их в зависимости от того или иного критерия классификации. Поэтому необходимо конкретно отделять друг от друга виды и формы муниципальных правовых актов, так как каждый из них наделен собственной природой и выполняет только ему предоставленное предназначение.

К первой группе муниципальных правовых актов относятся законодательные акты, которые обладают высшей юридической силой, в соответствии с ФЗ РФ «О принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к таковым относятся уставы муниципальных образований и решения, принятые на местном референдуме и  оформленные в виде нормативных правовых актов.

Предлагаем ознакомиться:  Полный расчет при увольнении

Следующее место в системе муниципальных правовых актов, которые закреплены ФЗ РФ «О принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», занимаются нормативные и другие правовые акты законодательного органа муниципального образования. Это вторая группа муниципальных правовых актов, выделенная федеральным законодателем.

Третья по юридической силе группа актов, предусмотренная федеральным законодателем, включает в себя акты главы муниципального образования, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, которые предусмотрены уставом муниципального образования. 

Перечень муниципальных правовых актов признается открытым и может пополняться, исходя и выполнения отдельных государственных полномочий, которые предоставляются местным образованиям, а также от вопросов местного значения. Устав является основным муниципальным правовым актом. Устав муниципального образования по отношению к другим муниципальным правовым актам обладает специфической юридической природой.

На современном этапе правовая природа устава и его место в правовой системе определяются следующими юридическими свойствами, отличающими его от других нормативных правовых актов:

  1. Учредительный характер. Устав муниципального образования как акт учредительного характера наделяет юридический, правовой характер фактически сложившимся или складывающимся отношениям по управлению населением муниципального образования. 
  2. Всеобъемлющий и всеохватывающих характер правового регулирования. Устав муниципального образования регламентирует отношения, затрагивающие все стороны и все области жизнедеятельности населения.
  3. Во всем многообразие норм, которые принимаются органами местного самоуправления, уста обладает высшей юридической силой. То есть, все акты, которые принимаются органами местного самоуправления, должны соответствовать уставу, принципам и нормам, а также заложенной в нем концепции.
  4. Устав муниципального образования, так же как и Конституция РФ характеризуется специфическим порядком принятия, а также внесения дополнений и изменений. Представительный орган местного самоуправления принимает устав или непосредственно при участие населения, а если численность населения в муниципальном образовании менее 100 человек, то он принимается большинством голосов на сходе граждан .
  5. Одним из правовых средств, который обеспечивают реализацию самостоятельности местного самоуправления является принятие устава. 
  6. Устав это основа для дальнейшего законотворчества. Данная особенность является продолжением всех рассмотренных выше особенностей. 

Признаки устава муниципального образования свидетельствуют о том, что он призван выступать в качестве нормативно-правового носителя основных ценностей демократии муниципалитета, он наделен характерными чертами, так сказать местной конституции, выступая в качестве основного закона жизнедеятельности жителей городских и сельских поселений.

Другими муниципальными правовыми актами, которые обладают прямым действием на территории муниципалитета, являются решения, которые принимаются на сходе граждан и местном референдуме. Данная классификация представляет практический интерес, поскольку позволяет определить объем, принадлежащих органам местного самоуправления, полномочий в той или иной сфере.

Как теоретическое, так и практическое значение имеет классификация муниципальных правовых актов на нормативные и ненормативные, так как каждый из них имеет определенную правовую природу и свое предназначение. 

Если не проводить разграничения между нормативными актами и ненормативными, то будет невозможным подготовка и оформление проектов законодательных актов, публикация и  систематизация, а также введение в действие законодательных актов, а также очистка законодательства от положений, которые устарели и учет нормативных правовых актов, которые действуют в настоящее время.

Целый ряд полномочий органов местного самоуправления могут быть реализованы только посредством принятия нормативных правовых актов: принятие местного бюджета, установление местных налогов и сборов, определение порядка предоставления земельных участков, использования и ограничений на использования земель т.п.

В то же время среди полномочий органов местного самоуправления велика доля тех из них, что реализуются путем применения права: предоставление, изъятие земельных участков в соответствии с законодательством, выдача разрешений на снос, возведение построек и т.п. Необходимость их принятия связана с осуществлением организационной, исполнительной, контрольной деятельности в системе местного самоуправления.

Рассмотрим экономическую функцию.

§ охранительные;

Предлагаем ознакомиться:  Нематериальные блага как объекты конституционно правовых отношений || Нематериальные блага как объекты конституционно правовых отношений

§ регулятивные.

Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).

Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);

Виды функций государства по важности для общества – основные и неосновные (подфункции) (например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);

Виды функций государства по времени действия – постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация безпризорности);

Виды функций государства по степени отражения интересов различных групп населения -ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (например, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды);

Виды функций государства по объектам воздействия (по сфере деятельности) – внутренние и внешние (например, охрана здоровья населения и международное сотрудничество).

При изучении функций и их классификации наиболее важным критерием является объект воздействия (сфера деятельности).

Внутренние функции Российского государства – это основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества. Каждая функция реализуется посредством решения государством ряда конкретных задач.

§ установление основных правил и координация экономических взаимоотношений;

§ контроль за соблюдением установленных правил и защита участников экономического оборота;

§ непосредственное осуществление экономической деятельности;

§ поддержка негосударственных организаций в экономическом обороте.

§ установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (заработной платы, пенсии, прожиточного минимума и проч.);

§ поддержку тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться (инвалидов, детей, пожилых людей, студентов и др.);

§ обеспечение занятости;

§ развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т. д.

§ установление и сбор всех видов налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью;

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytcopyrightru

§ проведение финансовой политики (займы, кредиты, ценные бумаги и т. п.);

§ контроль за денежным обращением в стране и проч.

Функция охраны правопорядка подразумевает: охрану прав и свобод граждан; защиту всех форм собственности; обеспечение режима законности;

§ борьбу с преступностью; охрану общественного порядка; исполнение наказаний; профилактику правонарушений и др.

Экологическая функция – это: разработка экологической программы страны; принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды;

§ установление правового режима природопользования; установление экологических стандартов (например, показателей предельно допустимой концентрации вредных веществ в воле, атмосфере, выхлопных газах автомобилей и т. п.);

§ контроль за соблюдением природоохранного законодательства.

§ государственную поддержку науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации;

§ сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т. д.;

§ признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества;

§ охрану интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования;

§ выдачу лицензий на право заниматься культурно-образовательной деятельностью и другие.

Внешние функции Российского государства – это основные направления его деятельности на международной арене.

Коренные изменения, произошедшие в мире и в России в последние годы, существенно изменили внешние функции нашего государства. Одни из них отпали (сотрудничество с социадиетическими странами, помощь развивающимся странам), другие видоизменили свое содержание, третьи возникли вновь.

Функция обороны страны не только наполнилась новым содержанием, но и обрела новую правовую базу.

§ политическое сотрудничество со всеми государствами; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений;

§ участие в работе международных организаций (ООН и др.); участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов;

§ сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью (терроризмом, наркомафией и т. д.).

§ укрепление сотрудничества со странами СНГ в экономической, политической, культурной и иных областях; создание системы коллективной безопасности; совместная охрана границ;

§ обеспечение прав человека и национальных меньшинств; создание единого информационного пространства.

§ участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники;

§ участие в деятельности международных экономических организаций;

§ совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности;

§ предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т. д.

https://www.youtube.com/watch{q}v=https:accounts.google.comServiceLogin

Формы осуществления функции государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector