Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 322-06-74 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 407-24-18 (бесплатно)
Налоги при покупке металлов |
Помощь юриста
Назад

Налоги при покупке металлов

Опубликовано: 13.09.2019
0
0

Применение налоговых вычетов покупателями лома

Налоговым агентами, согласно ст. 24 НК РФ, признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

В обязанности налогового агента входит расчет, своевременное и правильное исчисление и перечисление в бюджет налога на добавленную стоимость, НДС, независимо от системы налогообложения и от того, исполняют ли они обязанности плательщика НДС или нет.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpolicyandsafetyru

Соответственно, индивидуальные предприниматели и организации, которые применяют специальные налоговые режимы, например УСН, или те, кто освобожден от НДС на основании ст.145 или 145.1 НК РФ, не освобождены от обязанностей исчисления налога НДС, и являются налоговыми агентами.

Покупатели — налоговые агенты, при приобретении металлолома не составляют счета-фактуры. Для расчета НДС, они регистрируют счета-фактуры, полученные от продавцов в книге продаж и книге покупок.

В письме от 16 января 2018 г. N СД-4-3/480@ «О порядке применения НДС налоговыми агентами, указанными в п. 8 ст. 161 НК РФ» ФНС России обращает внимание, что выставление счетов-фактур указанными налоговыми агентами положениями главы 21 Кодекса не предусмотрено.

В этом случае налоговая база по НДС определяется на одну из наиболее ранних дат:

  • день отгрузки металлолома
  • день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок

В том случае, когда налоговая база определена на дату перечисления предоплаты, то на дату отгрузки также необходимо определить налоговую базу «за продавцов лома», и начисленный с предоплаты НДС, принять к вычету, основание п.8 ст.171, п.4.1 ст.173 НК РФ.

Если предоплата поставщику не перечислялась, то налоговая база у налогового агента –покупателя металлолома возникнет на дату отгрузки лома, пп.1 п.1 ст.167 НК РФ.

Налоги при покупке металлов

Налоговые агенты с 2019г. должны начислять НДС по ставке 20% к стоимости, указанной в счете-фактуре лома, т.е. сумме аванса.

Фактически НДС не будет перечислен поставщику при перечислении ему оплаты, поставщику перечисляют оплату без НДС.

Согласно п. 3 статьи 171 НК РФ, если покупатель является плательщиком НДС, то вычет возможен, если не является, то необходимо НДС исчислить и уплатить в бюджет.

В тех случаях, когда налоговые агенты используют лом в деятельности, облагаемой НДС, то НДС, в таких ситуациях, можно принять к вычету.

Если НДС уплачен покупателем, то его можно включить в себестоимость товаров в следующих случаях:

  • Если налоговый агент не является плательщиком НДС, тогда уплаченный НДС можно включить в себестоимость, что увеличит стоимость товаров по сравнению с плательщиками НДС.
  • Если они используются для осуществления необлагаемых НДС операций, ст.149 НК РФ

В соответствии с пунктом 8 статьи 161 НК РФ с 01.01.2018 российские покупатели (кроме физлиц, не являющихся ИП), которые приобретают на территории России у налогоплательщиков НДС (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от НДС) сырые шкуры животных, а также лом и отходы черных и цветных металлов, алюминий вторичный и его сплавы, признаются налоговыми агентами по НДС.

Налоговая база определяется такими налоговыми агентами исходя из стоимости этих товаров в соответствии со статьей 105.3 НК РФ.

Моментом определения налоговой базы согласно пункту 15 статьи 167 НК РФ для таких налоговых агентов является:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.

При исчислении НДС налоговые агенты — покупатели сырых шкур и лома применяют расчетную налоговую ставку 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Исчисление суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, такие налоговые агенты производят совокупно в отношении всех товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 НК РФ, и в отношении всех операций, осуществленных налогоплательщиками-продавцами за истекший налоговый период.

Сумму НДС по итогам налогового периода они определяют как общую сумму налога, исчисленную в соответствии с пунктом 3.1 статьи 166 НК РФ, увеличенную на восстановленные суммы налога и уменьшенную на суммы налоговых вычетов.

Для покупателей сырых шкур и лома, не являющихся налогоплательщикам НДС или являющихся налогоплательщиками НДС, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налога, при исполнении обязанностей налоговых агентов вправе заявлять налоговые вычет по НДС за продавца по нескольким основаниям:

  • вычет сумм НДС, исчисленных и уплаченных в бюджет при реализации товаров в случае возврата товаров или отказа от них (п. 5 ст. 171 НК РФ);
  • вычет сумм НДС, исчисленных и уплаченных в бюджет с сумм оплаты или частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров в случае изменения условий или расторжения договора и возврата соответствующих сумм платежей (п. 5 ст. 171 НК РФ);
  • вычет сумм НДС, исчисленных с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (п. 8 ст. 171 НК РФ);
  • вычет сумм НДС при изменении стоимости отгруженных товаров (п. 13 ст. 171 НК РФ).

Налоговые агенты, приобретающие сырые шкуры и лом, при исчислении налога счета-фактуры не составляют, поскольку обязанность по выставлению счетов-фактур в этом случае возлагается на продавцов.

Налогоплательщики-продавцы при реализации сырых шкур и лома, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров должны составлять счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога с надписью или штампом «НДС исчисляется налоговым агентом» (п. 5 ст. 168 НК РФ).

В письме от 16.01.2018 № СА-4-3/480@ ФНС России представила подробные разъяснения о порядке применения НДС при реализации на территории РФ сырых шкур и лома, а также привела примеры заполнения книг покупок, продаж, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур с применением специальных новых кодов видов операций (КВО).

А в письме от 19.04.2018 № СД-4-3/7484@ налоговая служба привела рекомендации по порядку заполнения налоговой декларации по НДС.

Так, налоговые агенты, приобретающие сырые шкуры и лом и не являющиеся налогоплательщиками НДС, или являющиеся налогоплательщиками НДС, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщиков, отражают такие операции в Разделе 2 налоговой декларации по НДС. При этом они не заполняют строки 010-030, по строке 060 указывают итоговую сумму налога, а по строке 070 проставляют код 1011715.

Кроме того, они формируют Раздел 9 декларации, в котором отражаются записи по счетам-фактурам, полученным от налогоплательщиков-продавцов. При этом сведения по счетам-фактурам, отраженные в Разделе 9 налоговой декларации по НДС при перечислении предварительной оплаты, до 01.01.2019 они отражают в Раз­деле 9 налоговой декларации по НДС с отрицательным значением при применении вычетов в установленном порядке.

1С:ИТС

Подробнее об исчислении НДС налоговыми агентами при приобретении сырых шкур и лома см. в справочнике . Здесь же в соответствии с письмом ФНС России от 16.01.2018 № СА-4-3/480@ приведены числовые примеры отражения НДС продавцом и покупателем сырых шкур и лома при перечислении предварительной оплаты продавцу и при отгрузке товара в счет полученной предоплаты.

Напомним также, что с 01.10.2017 внесены изменения в формы счетов-фактур, книг покупок и продаж, журнала учета счетов-фактур и в правила заполнения (ведения), утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137. 

Прежде всего напомним, что с 1 января 2018 года реализация лома и отходов черных и цветных металлов облагается налогом на добавленную стоимость. Но по таким операциям, а также при реализации алюминия вторичного и сырых шкур животных НДС исчисляют и уплачивают покупатели — налоговые агенты (ИП и организации) (п.8 ст.161 НК РФ).

Налоги при покупке металлов

Мы расскажем на примере лома, как с точки зрения ФНС РФ следует оформлять документы и исчислить НДС, но порядок, изложенный в Письме ФНС от 16.01.2018 г. касается и реализации шкур животных и алюминия вторичного.

ФНС обратила внимание, что налоговые агенты, приобретающие лом не должны составлять счета-фактуры. Для исчисления НДС в качестве налоговых агентов они регистрируют в книге продаж и книге покупок счета-фактуры, полученные от продавцов.

Такие налоговые агенты определяют налоговую базу по НДС так, как — будто сами являются продавцами (п.15 ст.167 НК РФ), то есть на одну из наиболее ранних дат:

  1. день отгрузки лома;
  2. день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок лома.

Если налоговая база была определена на дату перечисления предоплаты, то на дату отгрузки лома покупателю опять нужно определить налоговую базу «за продавца», а НДС, исчисленный с предоплаты принять к вычету (п.8 ст.171, п.4.1 ст.173 НК РФ).

Не смотря на то, что налоговая ставка НДС у налогового агента составляет 18/118 и она должна применяться к стоимости лома, увеличенной на сумму НДС, фактически налоговые агенты будут начислять НДС по ставке 18 % к стоимости лома (сумме аванса), указанной в счете-фактуре.

Пример:Покупатель перечислил аванс в счет поставки лома — 100 руб. Получил от продавца счет-фактуру и регистрируя его в книге продаж покупатель рассчитывает НДС по ставке 18%, т.е. в гр.14 «Стоимость продаж, облагаемых НДС..» покажет 100 руб., исчислит НДС по ставке 18 % (это будет 18 руб.) и покажет эту сумму в гр.

Предлагаем ознакомиться:  Как обойти имущественный налог при продаже

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpressru

При принятии к вычету НДС, исчисленного с предоплаты в книге покупок налоговый агент зарегистрирует «авансовый» счет-фактуру, указав в гр.2 код операции «43», в графе 15 книги покупок «Стоимость покупок по счету-фактуре..» — 118 руб., а в графе 16 «Сумма НДС»- сумму налога, принимаемую к вычету, в нашем примере, —18 руб.

НДС с металлолома, платит продавец или покупатель

Налоги при покупке металлов

Важно: обязанности налоговых агентов могут возникнуть у покупателей тогда, когда покупатель приобретает алюминий, лом металла, шкуры у плательщиков НДС, п.8 ст.161 НК РФ.

Чтобы узнать, является ли продавец металлолома плательщиком НДС, необходимо, чтобы в договоре купли-продажи были указаны такие сведения, и все первичные документы на покупку лома, должны быть оформлены с отметкой «БЕЗ НДС».

Если продавец скрыл подобные сведения, уплачивать НДС на металлолом в 2018 году обязан продавец.

  • При покупке лома у физических лиц
  • При продаже лома на экспорт, вычеты сумм налога на добавленную, исчисленные налоговым агентом при приобретении лома и отходов черных и цветных металлов, в дальнейшем реализуемых на экспорт, производятся в порядке, предусмотренном вышеуказанным пунктом 3 статьи 172 Кодекса, письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 марта 2018

Облагаются ли НДФЛ доходы от продажи числящихся на ОМС драгметаллов, процентные доходы по счету и в каком порядке{q}

Физические лица в целях сохранения своих сбережений открывают в коммерческих банках вклады в драгметаллах, которые отражаются на ОМС.

НК РФ не содержит специальных положений, устанавливающих порядок учета доходов/расходов налогоплательщика — физического лица при реализации числящихся на ОМС драгоценных металлов. Поэтому у банков возникает ряд вопросов, на которые есть разъясняющие письма Минфина России.

Налоги при покупке металлов

Да, облагаются по общей ставке 13%. Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Таким образом, доход, полученный налогоплательщиком от реализации числящихся на ОМС драгоценных металлов и в виде процентов по ОМС, подлежит налогообложению НДФЛ в общеустановленном порядке, то есть физическое лицо вправе согласно пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ применить при расчете НДФЛ имущественный вычет либо уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

Исходя из положений пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода от реализации числящихся на обезличенном металлическом счете драгоценных металлов определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц — при получении доходов в денежной форме (Письмо Минфина России от 09.10.2012 N 03-04-05/4-1168).

Возникает ли у банка объект налогообложения по НДС при частичной реализации металла клиента{q}

Таким образом, отличия в размере переоценок в бухгалтерском и налоговом учете за период состоят в том, что в бухгалтерском они показываются на счетах учета доходов/расходов развернуто, а в налоговом — в виде сальдо между доходами и расходами. Поэтому данные о переоценках в налоговом учете можно получать напрямую из бухгалтерского учета без ведения каких-либо налоговых регистров.

Однако Налоговый кодекс РФ не дает конкретных разъяснений по налогообложению переоценки обезличенных металлических счетов (ОМС), открываемых для отражения операций по привлечению и размещению драгоценных металлов в соответствии с Положением Банка России от 01.11.1996 N 50 «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами», введенным в действие Приказом Банка России от 01.11.1996 N 02-400.

Поэтому у банков возникают вопросы о правомерности включения переоценки по ОМС при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. Поскольку НК РФ не ставит учет переоценки металла в составе доходов/расходов в целях налогообложения прибыли в зависимость от того, принадлежит металл банку на праве собственности или нет, обезличен он или находится в физическом виде в хранилище банка (ином месте хранения), банки вправе учитывать переоценку по ОМС в общем порядке, описанном выше, что подтверждают и разъяснения Минфина России (Письма от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20662, от 23.01.2009 N 03-03-06/2/10).

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ при продаже налогоплательщиком банку имущества в виде драгоценных металлов, числящихся на открытом в этом банке ОМС, путем совершения сделки купли-продажи налогоплательщик самостоятельно исчисляет и уплачивает налог на основании налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган по окончании налогового периода, а банк, соответственно, не признается налоговым агентом (Письмо Минфина России от 01.02.2013 N 03-04-06/4-30).

Банк признается налоговым агентом при выплате процентного дохода по ОМС физическому лицу. А в соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержать налог из суммы процентов, выплачиваемых в драгметалле, невозможно, поэтому на основании п. 5 ст.

Однако удержание должно производиться за счет любых выплачиваемых денежных средств при их выплате налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. Поэтому до сообщения налоговому органу (по сроку до первого февраля года, следующего за годом выплаты процентов) о невозможности удержать налог на доходы физических лиц банк обязан удерживать ранее не удержанные суммы налога за счет любых денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику.

Налоги при покупке металлов

После письменного сообщения банком в установленный срок налогоплательщику и налоговому органу по месту учета о невозможности удержать НДФЛ обязанность по уплате налога возлагается на физическое лицо, а обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм НДФЛ прекращается (Письмо Минфина России от 12.03.2013 N 03-04-06/7337).

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются, в частности, операции по реализации товаров (услуг). При этом ст. 149 НК РФ установлен перечень операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению этим налогом.

Так, на основании пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ операции по реализации драгоценных металлов в слитках банками лицам, не являющимся банками, освобождаются от НДС при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ банков.

У банков возникает ряд вопросов по налогообложению НДС при работе с металлом клиентов.

В соответствии с п. 1 ст. 156 НК РФ при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица налогоплательщики на основе агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученного ими в виде вознаграждений при исполнении этих договоров. Реализация банком по агентскому договору с клиентом драгоценных металлов, размещенных на ОМС клиента, ранее приобретенных клиентом в другом банке с уплатой НДС и полученных банком от клиента в физической форме, реализацией банком товаров не признается. Поэтому в данном случае банку следует исчислять и уплачивать НДС с суммы вознаграждения по агентскому договору.

Возврат банком клиенту драгоценных металлов в физической форме, ранее приобретенных клиентом в другом банке с уплатой НДС и полученных банком от клиента в физической форме, реализацией товаров также не признается и, соответственно, не подлежит налогообложению НДС (Письма Минфина России от 02.11.2011 N 03-07-05/33, от 17.06.2011 N 03-07-05/18).

Минфин России в своем Письме от 17.06.2011 N 03-07-05/19 разъясняет, что согласно пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ «операции по реализации драгоценных металлов в слитках лицам, не являющимся банками, осуществляемые банком и отражаемые по обезличенным металлическим счетам клиентов и металлическим счетам ответственного хранения без изъятия слитков из хранилища банка-продавца, налогообложению налогом на добавленную стоимость не подлежат.

ris_13_250.gif

В случае изъятия слитков драгоценных металлов из хранилища банка-продавца, включая изъятие слитков, стоимость которых ранее зачислена на обезличенный металлический счет клиента или металлический счет ответственного хранения, указанные операции, по нашему мнению, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

При этом налог следует уплатить в бюджет в сроки, установленные для его уплаты за тот налоговый период, в котором слитки изымаются из хранилища. При изъятии слитков из хранилища банка-продавца счета-фактуры выставляются в общеустановленном порядке не позднее пяти дней после изъятия слитков из хранилища».

Продавец лома — не является плательщиком НДС

Несколько иначе складывается ситуация, если покупатель – налоговый агент не является плательщиком НДС (применяет специальный налоговый режим или освобожден от обязанностей налогоплательщика).

Обратимся к п. 2 Письма № СД-4-3/480@, в котором ФНС, ссылаясь на п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ, подчеркнула: суммы налога, исчисленные налоговыми агентами, указанными в п. 8 ст. 161 НК РФ, подлежат вычетам.

Приведем выдержки обозначенных норм в таблице.

Пункт ст. 171

Содержание

3

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налоговыми агентами, указанными в п. 8 ст. 161 НК РФ.

Положения п. 3 применяются при условии, что товары были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в п. 2 ст. 171 НК РФ (то есть для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, и (или) для перепродажи), и при их приобретении он исчислил налог в соответствии с абз. 2 п. 3.1 ст. 166 НК РФ

5

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров продавцу или отказа от них.

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, реализуемых на территории РФ, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.

Положения п. 5 распространяются на покупателей-налогоплательщиков, исполняющих обязанности налогового агента в соответствии с п. 2, 3 и 8 ст. 161 НК РФ

8

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров

12

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налоговым агентом, указанным в п. 8 ст. 161 НК РФ, с сумм оплаты, частичной оплаты, перечисленных в счет предстоящего приобретения товаров, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ (абз. 2 п. 12)

13

При изменении стоимости отгруженных (приобретенных) товаров в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных (приобретенных) товаров, вычетам у продавца (покупателя, исполняющего обязанности налогового агента в соответствии с п. 8 ст. 161 НК РФ) этих товаров подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных (приобретенных) товаров до и после такого уменьшения (абз. 1).

При изменении в сторону увеличения стоимости отгруженных товаров, в том числе в случае увеличения цены (тарифа) и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров, разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до и после такого увеличения, подлежит вычету у покупателя товаров (абз. 2)

Из представленных выше норм следует вывод: п. 12 (о вычете «авансового» НДС) и 13 (о вычете НДС при корректировке отгрузки) ст. 171 НК РФ могут применить и неплательщики НДС (в отличие от п. 3, 5 и 8, из которых четко следует, что эти нормы адресованы только налогоплательщикам).

Предлагаем ознакомиться:  Расходы на включаемые в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль

tabl_15.gif

Вернемся к условиям рассматриваемого примера с той лишь разницей, что покупатель лома не является плательщиком НДС. Будучи налоговым агентом, он исчислит «авансовый» ( 18 руб.) и «отгрузочный» ( 36 руб.) НДС за продавца.

Когда отгрузка лома будет осуществлена, покупатель заявит к вычету НДС, исчисленный за продавца при предоплате будущей поставки (-18 руб.). Такое право налоговому агенту – неплательщику НДС предоставлено абз. 2 п. 12 ст. 171 НК РФ.

А вот за себя заявлять вычеты («авансового» и «отгрузочного») НДС покупатель не вправе.

Поскольку вычета «авансового» налога не было, обязанности восстановить налог не возникает.

В результате у такого покупателя – неплательщика НДС к уплате в бюджет будет сумма 36 руб.

В пункте 2 Письма № СД-4-3/480@ ФНС разъяснила: итоговую сумму налога, подлежащую уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в п. 8 ст. 161 НК РФ, следует отражать по строке 060 разд. 2 декларации по НДС.

В тех случаях, когда продавец лома не является плательщиком НДС, или же освобожден от НДС, то покупатель не должен выполнять функции налогового агента по НДС, п.8 ст.161 НК РФ, и в договоре, должна быть сделана запись, об этом.

https://www.youtube.com/watch{q}v=https:tv.youtube.com

Согласно письму Минфина России от 29 декабря 2017 г. N 03-07-11/88235, например компания, покупающая лом цветных металлов у физических лиц, не являющимися ИП, не является налоговым агентом и не должна исполнять его обязанности по исчислению НДС.

Т.е., избежать уплату налога НДС и сдачу отчетности по НДС, можно при заключении договора с компанией или ИП, не являющейся плательщиком НДС, т.е. Ваш продавец должен применять упрощенную систему налогообложения –УСН, или другие спецрежимы.

Судебная позиция по определению рыночной цены при купле-продаже драгметаллов

В соответствии со ст. 105.14 НК РФ с 1 января 2012 г. сделки с драгоценными металлами между взаимозависимыми лицами подлежат налоговому контролю на предмет применения рыночных цен и подлежат соответствующим налоговым корректировкам в случае применения в сделках нерыночных цен. То есть расчет налогов, подлежащих уплате в бюджет, должен осуществляться таким образом, как если бы результаты этих сделок были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие драгоценные металлы.

Кроме этого, к сделкам между взаимозависимыми лицами, следовательно подлежащим налоговому контролю, приравниваются сделки с драгоценными металлами, совершенные в сфере внешней торговли.

До 1 января 2012 г. налоговый контроль цен при расчете и уплате налогов осуществлялся в соответствии со ст. 40 НК РФ в следующих случаях:

  • по сделкам между взаимозависимыми лицами;
  • по товарообменным (бартерным) операциям;
  • при совершении внешнеторговых сделок;
  • при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по тому же виду драгоценного металла в пределах непродолжительного периода времени.

ris_15.gif

Несмотря на изменения в налоговом законодательстве, подходы, определения и доказывание соответствия цен на драгоценные металлы в сделках рыночным остаются неизменными в связи с тем, что положение п. 1 ст. 21 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее — Закон о драгоценных металлах) предписывает при осуществлении разрешенных законодательством сделок с драгоценными металлами производить их оплату с учетом цен мирового рынка.

Налоговый спор между ЗАО «Серебро Магадана» (далее — Общество) и МИФНС N 1 по Магаданской области (далее — инспекция) был предметом рассмотрения судебными инстанциями на протяжении нескольких лет (дело N А37-1195/2009).

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии решения инспекции в оспариваемой части положениям Налогового кодекса РФ.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа отменил Постановление апелляционной инстанции и направил дело на новое рассмотрение в тот же суд. Причем это повторялось дважды, поскольку ФАС счел, что оставлены без внимания доводы Общества об обстоятельствах, имеющих существенное значение для разрешения спора.

Наконец, Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 требование Общества было удовлетворено, а ФАС Дальневосточного округа оставил соответствующее Постановление без изменения.

Рассмотрим обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, по мнению Общества и ФАС.

В 2007 г. Общество осуществляло поставки серебра банку в соответствии с экспортными контрактами на условиях, которые были согласованы сторонами при подписании контрактов в 2004 г. в редакции соглашений о внесении поправок и изменений, дополнительных соглашений, заключенных в 2006 — 2007 гг. (в контрактах произошла замена сторон, были уменьшены объемы поставляемого серебра в 2008 г., отменены поставки золота, установлено, что возможна поставка серебра с металлического счета).

При установлении судами существенных условий экспортных контрактов 2006 г. выяснилось, что Общество было связано условиями экспортного контракта 2004 г. и лишено возможности вносить какие-либо изменения, что подтверждается соглашениями об уступке, согласно которым стороны заключают новый контракт с такими же условиями, что и контракты 2004 г. (включая каждую сделку, указанную в приложении к контракту).

ris_16.gif

Инспекция также не учла длительность контрактов, которые заключались в 2004 г. на пять лет, и не сопоставляла сделки, заключенные в вышеназванных условиях.

Кроме этого, на Лондонской бирже товар продается по стандартным контрактам, предусматривающим базис поставки согласно международным правилам толкования торговых терминов, определяющих обязанности продавца и покупателя при осуществлении ими внешнеторговых сделок, Инкотермс 2000 FOB Лондон (Free On Board — основная перевозка не оплачена) и другие стандартные условия.

Также инспекция не исследовала сопоставимость условий сделки в отношении объема поставляемого товара, сроков исполнения обязательств, условий оплаты, условий о поставке еще не имеющегося в наличии добываемого серебра.

К тому же спорная сделка была совершена Обществом не на Лондонской бирже, а в условиях свободного рынка. Биржевые цены, как наиболее точно отражающие уровень и динамику мировых цен, применимы при определении цен по внешнеторговым контрактам, заключаемым вне биржевой торговли, на свободном рынке. Однако определение рыночной цены налоговым органом должно основываться не только на биржевых котировках, но и на исследовании сферы обращения аналогичного товара на свободном рынке, внешнеэкономических сделок по продаже серебра в условиях, сопоставимых с заключенными Обществом контрактами.

Согласно п. 9 ст. 40 НК РФ при определении рыночных цен на товары, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

Налоговым органом не было соблюдено условие, предусмотренное п. 9 ст. 40 НК РФ, что является нарушением принципов определения рыночной цены.

ris_17.gif

Так как все добытое Обществом серебро было реализовано им по ценам выше себестоимости, суд не принял во внимание ссылки налогового органа на вынужденный характер совершенных сделок, невыгодных для налогоплательщика, а также выводы об искусственном перемещении Обществом налоговой базы для начисления налогов от добытого в России и реализованного за ее пределы серебра на территорию иностранного государства, обеспечившем доходы в бюджет иностранного государства.

Президиум ВАС РФ (Постановление от 10.07.2012 N 17713/11) посчитал, что при рассмотрении спора судами апелляционной и кассационной инстанций неоправданно не учтены подлежащие применению положения Налогового и Гражданского кодексов, а также законодательства о драгоценных металлах:

  1. п. 1 ст. 21 Закона о драгоценных металлах содержит специальную норму, в соответствии с которой при осуществлении разрешенных законодательством сделок оплата драгоценных металлов производится с учетом цен мирового рынка. В случае неисполнения заказчиком условия договора об оплате по мировым ценам добытчики драгоценных металлов вправе согласно п. 4 ст. 21 Закона о драгоценных металлах оставить в своем распоряжении не оплаченную по договорам часть драгоценного металла;
  2. условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами согласно положениям ст. 421 ГК РФ;
  3. договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ.
Предлагаем ознакомиться:  Налог на прибыль для физических лиц

Однако вопреки вышеуказанным требованиям законодательства в экспортных контрактах Общества предусмотрено, что иностранным банком оплачивается серебро по цене, находящейся в следующем коридоре: минимальная цена — 6 долл. США и максимальная — 8,6 долл. США за унцию за минусом дисконта, согласованного между сторонами.

При этом законодательство не предусматривает возможность для участников экономического оборота произвольно изменять применение императивной нормы в зависимости от каких-либо обстоятельств заключаемого ими контракта. Поэтому допущенное судами наделение одного из участников таких правоотношений более широкими правами в отличие от других его участников необоснованно.

Поэтому инспекция, принимая решение о доначислении Обществу налога на прибыль организаций, правомерно исходила из того, что предметом контрактов Общества являлось серебро, цены при осуществлении сделок с которым определяются в порядке, установленном законом, следовательно, ее выводы правильны, а решение обоснованно.

Таким образом, ВАС РФ поддержал инспекцию и оставил первое решение арбитражного суда без изменения.

Общество не смирилось с Постановлением ВАС РФ от 10.07.2012 N 17713/11 и попыталось оспорить конституционность законоположений, взятых в его основу, а именно: ст. 40 НК РФ, п. 1 ст. 422 ГК РФ и п. 1 ст. 21 Закона о драгоценных металлах. По мнению Общества, указанные положения законодательства РФ вменяют налогоплательщику в обязанность обложение налогом дохода, которого он не получил и никогда не сможет получить, что противоречит ст. ст.

1, 15, 19, 34, 35 и 57 Конституции РФ. Однако Конституционный Суд РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 28.05.2013 N 830-О) отказался принять жалобу от Общества, указав, что «приведенные законоположения, будучи направленными на обеспечение уплаты законно установленных налогов и сборов в полном объеме, а также на пресечение случаев уклонения от уплаты налогов и сборов, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Проверка же законности и обоснованности актов арбитражных судов (в том числе наличия или отсутствия оснований для корректировки цен и правильности определения рыночной цены сделки), как связанная с исследованием и оценкой фактических обстоятельств конкретного дела, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации».

Если стоимость отгрузки скорректирована

ФНС и Минфин России пока не дали разъяснений как при реализации лома налого­плательщику -продавцу оформить первичные документы и оговорить в договоре стоимость лома.

По мнению автора, первичные документы, которыми сопровождается реализация лома, следует заполнить так же как и счета-фактуры, т.е. указать стоимость лома без учета НДС и сделать отметку «НДС исчисляется налоговым агентом».

Пример:Если при отгрузке лома применяется товарная накладная по форме ТОРГ-12, то в графе 12«Сумма без учета НДС» следует указать стоимость лома без НДС (например, 100 руб.), в графах 13 (ставка НДС) сделать отметку «НДС исчисляется налоговым агентом», а в графах 14 (сумма НДС) и 15 «Сумма с учетом НДС» можно поставить прочерк.

В бухгалтерском учете продавца лома стоимость лома отражается в составе выручки без учета НДС (только тот доход, который продавец вправе получить от покупателя).

Учитывая, что продавец лома не должен предъявлять покупателю НДС (п.1 ст.168 НК РФ) и даже не должен исчислять этот налог (п.3.1 ст.166 НК РФ), по мнению автора, в договоре не нужно оговаривать стоимость лома с учетом НДС (продавец не должен «утруждать» себя расчетом «безНДСной» цены лома). Поэтому в договоре следует оговорить, что цена лома не включает сумму НДС, а НДС уплачивается покупателем, исполняющим обязанности налогового агента по НДС.

Например, данное условие договора можно указать так: «Цена одного килограмма лома черного металла составляет 1 рубль. Цена лома не включает НДС. В соответствии с п.8 ст.161 НК РФ НДС исчисляется налоговым агентом — покупателем».

ris_18_1.gif

В приложениях к Письму ФНС России № СД-4-3/480@ продемонстрирован и случай, связанный с корректировкой отгрузки продавцом. В общем-то, «НДС-действия» здесь производятся в аналогичном порядке.

Приувеличении стоимости отгрузки экспериментального товара продавец выставит корректировочный счет-фактуру (№ 3 от 25.01.2018), указав (в графе 5) стоимость после изменения (230 руб.) без НДС. В документе (графа 7) будет соответствующая отметка – «НДС исчисляется налоговым агентом».

Корректировочный счет-фактура будет внесен в книгу продаж продавца (КВО 34). В графе 14 при этом будет указана сумма, увеличивающая отгрузку, без НДС (по примеру – 30 руб.).

Покупатель исчислит налог за продавца (сумма – 5,40 руб.) в связи с увеличением стоимости отгрузки и сделает соответствующие записи в книге продаж с КВО 42. (Как уже было показано, задействованы будут графы 13б, 14 и 17.)

Будучи плательщиком НДС, покупатель вправе применить вычет НДС в связи с увеличением отгрузки. В книге покупок он сделает соответствующие записи и укажет КВО 42.

Вкратце схема «начисление – вычет» НДС при увеличении стоимости отгрузки у покупателя – налогового агента будет выглядеть так.

Исчисление НДС

Налоговый вычет

Пояснение

Сумма, руб.

Пояснение

Сумма, руб.

«Авансовый» НДС (за продавца)

18

«Авансовый» НДС (за себя)

18

«Отгрузочный» НДС (за продавца)

36

«Отгрузочный» НДС (за себя)

36

Восстановление принятого к вычету «авансового» НДС (за себя)

18

«Авансовый» НДС после отгрузки (за продавца)

НДС при увеличении стоимости отгрузки (за продавца)

5,4

НДС при увеличении стоимости покупки (за себя)

ИТОГО

77,4

ИТОГО

77,4

В случае уменьшения стоимости отгрузки продавец выставит корректировочный счет-фактуру (№ 4 от 30.01.2018) и зарегистрирует его в книге покупок с КВО 34. В графе 15, заметим, будет указана разница стоимости по корректировочному счету-фактуре без НДС (в примере – 50 руб.).

Покупатель произведет записи по указанному корректировочному счету-фактуре в книге продаж с КВО 44 для восстановления ранее принятой к вычету суммы налога при приобретении экспериментального товара в связи с уменьшением его стоимости.

Мы рассмотрели конкретный пример по исчислению НДС налоговым агентом при приобретении экспериментального товара. Основанием тому послужило Письмо ФНС России № СД-4-3/480@. (Кстати, здесь приводится и пример заполнения журнала учета счетов-фактур посредниками, реализующими или приобретающими экспериментальный товар.)

Но, надо сказать, не на все вопросы даны ответы. Полагаем, по ходу компетентные органы будут давать новые разъяснения. Так что держим руку на пульсе!

https://www.youtube.com/watch{q}v=upload

При возврате лома налоговым агентом, а также в случаях изменения его стоимости, согласно НК РФ, предусмотрены определенные особенности расчета, п.10 ст.154, п.5 ст.171 НК РФ.

Покупатель-налоговый агент вправе на вычет налога НДС если товар был возвращен продавцу, или же продавец возвратил предоплату в случае, когда договор был расторгнут, либо были внесены изменения, п.5 ст.171 НК РФ.

Покупатели, являющиеся неплательщиками налога на добавленную стоимость, также имеют право принять НДС к вычету с разницы в стоимости на сумму уменьшения.

Налоговый спор

Также Общество совершило ряд сделок по приобретению и продаже серебра без физического движения с металлического счета по договорам купли-продажи с тем же иностранным банком. Покупка у банка осуществлялась по ценам 13,53 долл. США и 13,998 долл. США (11,52 и 11,14 руб/г) за одну тройскую унцию, что с несущественным отклонением соответствовало значениям фиксинга лондонского рынка драгоценных металлов (13,38 долл.

Проверяя правильность применения Обществом цен по внешнеторговым сделкам, инспекция пришла к выводу об отклонении цен при реализации серебра, применяемых самим налогоплательщиком (в 2007 г. при реализации серебра российским банкам цены соответствовали учетным), более чем на 20% (пп. 3, 4 п. 2 ст. 40 НК РФ), в том числе по операциям на металлическом счете.

Инспекция произвела расчет отклонения фактических цен от рыночных, в том числе от учетных цен аффинированных драгоценных металлов, установленных Банком России, исходя из значений цен на лондонском рынке, пересчитанных в значениях валюты Российской Федерации с учетом дисконта, равного расходам по поставке драгоценного металла на международный рынок, опубликованных в официальных источниках информации.

По результатам расчета инспекция пришла к выводу, что Общество сформировало объект налогообложения по налогу на прибыль в заниженном размере и получило необоснованную налоговую выгоду в виде неполного расчета налога на прибыль. Это явилось основанием для доначисления налога по правилам ст. 40 НК РФ.

Выводы

Анализ вопросов банков Минфину России по налогообложению драгоценных металлов показал, что наибольшее их количество связано с операциями, отражаемыми на обезличенных металлических счетах, и это связано с тем, что налогообложение операций по ОМС четко в НК РФ не прописано, как следствие возможны разночтения и высок риск споров банков с налоговыми органами. Особо пристальному контролю со стороны налоговых органов подвергаются внешнеторговые контракты, а также договоры со взаимозависимыми лицами.

Н.И.Сидорова

Главный бухгалтер

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytdevru

АКБ «Ланта-Банк» (ЗАО)

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector