Норма земельного участка в сельской местности

Содержание
  1. Особенности
  2. Постановление администрации Дмитровского района МО от N 311
  3. Чем регулируется
  4. Правила застройки земельного участка под ИЖС
  5. Стандарты и нормы придомовой территории частного дома — сколько метров от дома{q}
  6. Как измерять расстояние{q}
  7. Приложение 5 (рекомендуемое). РАСЧЕТНАЯ ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ НА СЕЛИТЕБНОЙ ТЕРРИТОРИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
  8. Нотариус Анна Ивановна Липская
  9. Законодательное регулирование
  10. Нормы предоставления земельных участков в России
  11. Порядок действий
  12. Документы
  13. Основные понятия
  14. Приложение 2 (обязательное). ТРЕБОВАНИЯ К СОГЛАСОВАНИЮ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ В РАЙОНАХ АЭРОДРОМОВ И НА ДРУГИХ ТЕРРИТОРИЯХ С УЧЕТОМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
  15. Процедура обозначения границ
  16. Приложение 8 (рекомендуемое). КАТЕГОРИИ И ПАРАМЕТРЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ПРИГОРОДНЫХ ЗОН ГОРОДОВ И СИСТЕМ РАССЕЛЕНИЯ
  17. Межевание
  18. Противопожарная безопасность
  19. Приложение 4 (рекомендуемое). РАСЧЕТНАЯ ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ ЖИЛОГО РАЙОНА И МИКРОРАЙОНА
  20. Канализация и водоотвод

Особенности

Современные правила возведения домов созданы не только для реализации строительных норм, но и для обеспечения безопасности использования жилых помещений.

При приобретении недвижимости в составе ИЖС у собственника возникает необходимость застройки земельного участка в пределах установленного законом срока в 3 года.

https://www.youtube.com/watch{q}v=SbfcmU7zEpk

Обязательно составление на капитальное строительство на земле проектной декларации, которая может составляться специализированными инженерами. Обязателен их выезд на площадку для осмотра и составления замеров по факту.

Важно соблюдение законных прав и интересов соседей. Загромождать их территорию собственными строениями запрещено, равно как устанавливать ограждения, которые будут мешать развитию сельского хозяйства на соседней территории путем загромождения конструкциями и образованию тени.

Постановление администрации Дмитровского района МО от N 311

— земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 г. и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства; 5.

Считать утратившими силу Постановления Главы администрации Дмитровского района: «О предельных размерах предоставления земельных участков гражданам в г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2Обязательное

1) всех объектов в границах полос воздушных подходов к аэродромам, а также вне границ этих полос в радиусе 10 км от контрольной точки аэродрома (КТА);

3) объектов высотой от поверхности земли 50 м и более;

4) линий связи, электропередачи, а также других объектов радио- и электромагнитных излучений, которые могут создавать помехи для нормальной работы радиотехнических средств;

5) взрывоопасных объектов;

6) факельных устройств для аварийного сжигания сбрасываемых газов*;________________* При определении высоты факельных устройств учитывается максимально возможная высота выброса пламени.

7) промышленных и иных предприятий и сооружений, деятельность которых может привести к ухудшению видимости в районах аэродромов.Размещение объектов, указанных в пп.3-7, независимо от места их размещения, кроме того, подлежит согласованию со штабом военного округа и штабом объединения ВВС, на территории и в зоне ответственности которых предполагается строительство.

Запрещается размещать на расстоянии ближе 15 км от контрольной точки аэродрома места выброса пищевых отходов, строительство звероводческих ферм, скотобоен и других объектов, отличающихся привлечением и массовым скоплением птиц.

Примечания: 1. Указанные согласования утрачивают силу, если в течение трех лет возведение соответствующих объектов не начато.

2. Контрольная точка аэродромов располагается вблизи геометрического центра аэродрома:при одной взлетно-посадочной полосе (ВПП) – в ее центре;при двух параллельных ВПП – в середине прямой, соединяющей их центры; при двух непараллельных ВПП – в точке пересечения перпендикуляров, восстановленных из центров ВПП.

3. В документах, представляемых на согласование размещения высотных сооружений, во всех случаях необходимо указывать координаты расположения проектируемых сооружений.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4Рекомендуемое

Расчетную плотность населения, чел./га, территории жилого района рекомендуется принимать не менее приведенной в табл.1, а территории микрорайона – не менее приведенной в табл.2. Число зон различной степени градостроительной ценности территории и их границы определяются по согласованию с главным архитектором города (области, края) с учетом оценки стоимости земли, плотности инженерных и транспортных магистральных сетей, насыщенности общественными объектами, капиталовложений в инженерную подготовку территории, наличия историко-культурных и архитектурно-ландшафтных ценностей.

Таблица 1

Зона различной степени градостроительной ценности территории

Плотность населения территории жилого района, чел/га, для групп городов
с числом жителей, тыс. чел.

до 20

20-50

50-100

100-250

250-500

500-1000

Св. 1000

Высокая

130

165

185

200

210

215

220

Средняя

180

185

200

210

Низкая

70

115

160

165

170

180

190

Примечания: 1. При строительстве в районах севернее 58° с.ш., а также на площадках, требующих сложных мероприятий по инженерной подготовке территории, плотность населения следует увеличивать, но не более чем на 20%.

2. В условиях реконструкции сложившейся застройки в центральных частях исторических городов, а также при наличии историко-культурных и архитектурно-ландшафтных ценностей в других частях плотность населения устанавливается заданием на проектирование.

3. В районах индивидуального усадебного строительства и в поселениях, где не намечается строительство централизованных инженерных систем, допускается уменьшать плотность населения, но принимать ее не менее 40 чел./га.

4*. В сейсмических районах расчетную плотность населения следует принимать в соответствии с региональными (территориальными) строительными нормами.

Таблица 2

Зона различной степени градостроительной ценности территории

Плотность населения на территорию микрорайона,
чел./га, для климатических подрайонов

IБ и часть подрайонов IА, IГ, IД и IIА севернее 58° с.ш.

IВ, IIБ и IIВ севернее 58° с.ш. и часть подрайонов IА, IГ, IД и IIА южнее 58° с.ш.

Южнее 58° с.ш., кроме части подрайонов IА, IГ, IД и IIА, входящих в данную зону

Высокая

440

420

400

Средняя

370

350

330

Низкая

220

200

180

Примечания: 1. Границы расчетной территории микрорайона следует устанавливать по красным линиям магистральных и жилых улиц, по осям проездов или пешеходных путей, по естественным рубежам, а при их отсутствии – на расстоянии 3 м от линии застройки. Из расчетной территории должны быть исключены площади участков объектов районного и общегородского значений, объектов, имеющих историко-культурную и архитектурно-ландшафтную ценность, а также объектов повседневного пользования, рассчитанных на обслуживание населения смежных микрорайонов в нормируемых радиусах доступности (пропорционально численности обслуживаемого населения). В расчетную территорию следует включать все площади участков объектов повседневного пользования, обслуживающих расчетное население, в том числе расположенных на смежных территориях, а также в подземном и надземном пространствах. В условиях реконструкции сложившейся застройки в расчетную территорию микрорайона следует включать территорию улиц, разделяющих кварталы и сохраняемых для пешеходных передвижений внутри микрорайона или для подъезда к зданиям.

2. В условиях реконструкции сложившейся застройки расчетную плотность населения допускается увеличивать или уменьшать, но не более чем на 10%.

3. В крупных и крупнейших городах при применении высокоплотной 2-, 3-, 4(5)-этажной жилой застройки расчетную плотность населения следует принимать не менее чем для зоны средней градостроительной ценности: при застройке площадок, требующих проведения сложных мероприятий по инженерной подготовке территории, – не менее чем для зоны высокой градостроительной ценности территории.

4. В сейсмических районах расчетную плотность населения необходимо принимать в соответствии с региональными (республиканскими) нормами, но, как правило, не более 300 чел./га.

5. При формировании в микрорайоне единого физкультурно-оздоровительного комплекса для школьников и населения и уменьшении удельных размеров площадок для занятий физкультурой, приведенных в п.2.13 настоящих норм, необходимо соответственно увеличивать плотность населения.

6. При застройке территорий, примыкающих к лесам и лесопаркам или расположенных в их окружении, суммарную площадь озелененных территорий допускается уменьшать, но не более чем на 30%, соответственно увеличивая плотность населения.

7. Показатели плотности приведены при расчетной жилищной обеспеченности 18 м/чел. При другой жилищной обеспеченности расчетную нормативную плотность , чел./га, следует определять по формуле

,

где – показатель плотности при 18 м/чел.;

– расчетная жилищная обеспеченность, м.

Чем регулируется

Основные правила застройки земель, выделенных под ИЖС, регулируются СНиП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства».

Согласно указанного акта разрешено возведение как основного строения, предназначенного для постоянного или сезонного проживания, так и дополнительных зданий для использования в хозяйственных целях.

Также осуществляется возведение строений на основании СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения».

При приобретении земли под ИЖС у владельца возникает прямое обязательство – построить жилой дом на территории в течение ближайших 3 лет, то есть обустроить земельный надел согласно его целевого назначения.

Предоставляются участки в ИЖС с целями:

  • возведения индивидуального жилого строения;
  • выращивания сельскохозяйственных культур;
  • организации досуга.

Исходя из этого дома могут носить следующие статусы:

  • индивидуальное строение;
  • коттедж или садовый дом;
  • дачный домик.

Впервые термин ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) был употреблен в Градостроительном кодексе РФ.

Плюсом такой застройки является возможность подключения коммунальных инженерных сетей для обеспечения благоустройства дома.

Плюсами расселения в таких объектах застройки являются:

  • возможность получения постоянной прописки для целей проживания;
  • получение разрешения на строительства дома и оформление на него собственности;
  • отсутствие необходимости оплачивать членские взносы – имущество находится в единоличной или долевой собственности с правом неограниченного распоряжения объектом застройки и выделенным для этой цели участком;
  • участие в государственных и муниципальных программах, возможность оформления имущественного вычета на жилье в налоговой службе в размере 13% от суммы затраченных на возведение работ средств.

Правила застройки земельного участка под ИЖС

На жилое строение необходимо составить проектную декларацию. Лучше если этим вопросом будет заниматься специализированная организация, это позволит избежать проблем с узакониванием строения при проверке соблюдения норм его возведения техническим и санитарным нормам. Такое требование обязательно в отношении объектов индивидуальной жилой застройки.

После проверки соответствия проекта СНиПам, проводимой при содействии квалифицированных специалистов государственного учреждения стройнадзора, можно подходить основательно к закладыванию фундамента и возведению конструкции.

На основании ФЗ №66 от 1998 установлено, что на земле можно возводить строения жилого назначения, хозяйственные постройки на выделенных для ведения садоводчества целей, на дачных участках, если здание пригодно для проживания, при возведении пригодных для проживания помещений на огородных участка при их некапитальном характере.

Стандарты и нормы придомовой территории частного дома — сколько метров от дома{q}

Никаких конкретных стандартов и норм одинаковых для всех домовладельцев законодательством РФ не предусмотрено. Каждый регион вправе самостоятельно определять для себя основные нормативы, действующие для придомовой территории.

Сколько метров от дома считается придомовая территория частного дома{q} В большинстве случаев придомовая территория частного дома занимает примерно 1,5 — 2 метра от забора.

Рассмотрим основные обязанности собственников частного жилья по отношению к земле за своим забором. Вне зависимости от того, являетесь ли вы собственником или арендатором такой территории или нет, муниципальные власти возлагают на вас следующие обязанности:

    Норма земельного участка в сельской местности
  • регулярная уборка участка за вашим забором от мусора ( в осенний период — от листьев, в зимний — от снега);
  • обеспечение сохранности подземных коммуникаций;
  • обеспечение беспрепятственного доступа различных аварийных служб — пожарных, скорой помощи, аварийных водоканала и газа.

Вариантов использования придомовой территории множество: можно организовать красивый газон, обустроить удобный въезд для автомобиля или установить качели для детей. Однако существуют и некоторые ограничения в использовании такого участка. Муниципалитет запрещает:

  • устанавливать столбы, знаки, ограды и другие строения без разрешения;
  • жечь мусор;
  • захламлять строительными материалами и другими предметами.

Такие предельные параметры вступают в силу после издания соответствующих указов органами местного самоуправления. Чтобы узнать предельно допустимые нормы в определенной местности, необходимо письменно потребовать предоставить эту информацию в органах самоуправления поселения. Учтите, что не для всех территориальных зон муниципалитеты устанавливают нормы пределов.

Если существует территория, в отношении которой нет установленных официально путем издания указа норм по определению пределов территории, то для такого участка земли устанавливается следующее состояние – земли, которые не подлежат установлению.

[info]Помните, что в границах территории допускаются ситуации, когда участки земли имеют одинаковый вид допустимого применения земли, но различные нормы, на основании которых определяются предельно допустимые размеры выделенных участков.[/info]

Примечание №2: Выгребные ямы дворовых уборных должны быть выполнены из конструкций, предотвраща­ющих фильтрацию фекальных стоков в грунт. Указанные расстояния должны соблюдаться как между постройками на одном участке, так и между постройками, расположенными на смежных участках. Что относится к обязательным противопожарным требованиям.

Классификация строений по противопожарным признакам зависит от материала, применяемого для возведения несущих и ограждающих конструкций строений.

В зависимости от этого строения подразделяются на категории: А.

Камень, бетон, железобетон и другие негорючие материалы; Б.

То же с деревянными перекрытиями и покрытиями, защищенными негорючими и трудногорючими материалами; В. Древесина, каркасные ограждающие конструкции из негорючих, трудногорючих и горючих материалов.

В случае, если владельцы участков, предельно допустимые размеры которых ниже минимума, установленного нормами градостроительного законодательства, если форма участка или иные основные параметры земельного надела негативно сказываются на эксплуатации такого участка, то собственники имеют возможность потребовать разрешение на то, чтобы нарушить незаконные ограничения на осуществление строительных работ при возведении объектов капитального строительства.

В таких случаях за основу берутся нормы строительного регламента, принятого в муниципалитете, в ведении которого располагается земельный участок.

Если такие требования соблюдены, то владелец участка может получить разрешение на отклонение от пределов допустимого возведения капитальных объектов и их реконструкцию.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1*Обязательное

1*. Противопожарные расстояния между жилыми, общественными и вспомогательными зданиями промышленных предприятий следует принимать по табл.1*, а между производственными зданиями промышленных и сельскохозяйственных предприятий – по СНиП II-89-80 и СНиП II-97-76.

Таблица 1*

Степень огнестойкости здания

Расстояние, м, при степени огнестойкости зданий

I, II

III

IIIа, IIIб, IV, IVа, V

I, II

6

8

10

III

8

8

10

IIIа, IIIб, IV, IVа, V

10

10

15

Примечания*: 1. Классификацию зданий по степени огнестойкости следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.01.02-85.

2. Расстоянием между зданиями и сооружениями считается расстояние в свету между наружными стенами или другими конструкциями. При наличии выступающих более чем на 1 м конструкций зданий или сооружений, выполненных из горючих материалов, принимается расстояние между этими конструкциями.

3. Расстояние между стенами зданий без оконных проемов допускается уменьшать на 20%, за исключением зданий IIIа, IIIб, IV, IVа и V степеней огнестойкости.

4. В районах сейсмичностью 9 баллов расстояние между жилыми зданиями, а также между жилыми и общественными зданиями IVа, V степеней огнестойкости следует увеличивать на 20%.

5. Расстояния от зданий любой степени огнестойкости до зданий IIIа, IIIб, IV, IVа, V степеней огнестойкости в береговой полосе шириной 100 км, но не далее чем до ближайшего горного хребта, в климатических подрайонах IБ, IГ, IIА и IIБ следует увеличивать на 25%.

6*. Расстояния между жилыми зданиями IV и V степеней огнестойкости в климатических подрайонах IА, IБ, IГ, IД и IIА следует увеличивать на 50%.

7. Для двухэтажных зданий каркасной и щитовой конструкции V степени огнестойкости, а также зданий, крытых горючими материалами, противопожарные расстояния необходимо увеличивать на 20%.

8. Расстояния между зданиями I и II степеней огнестойкости допускается предусматривать менее 6 м при условии, если стена более высокого здания, расположенная напротив другого здания, является противопожарной.

9. Расстояния от одно-, двухквартирных жилых домов и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани) на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних земельных участках принимаются по табл.1* с учетом примеч.10.

Расстояния между жилым домом и хозяйственными постройками, а также между хозяйственными постройками в пределах одного земельного участка (независимо от суммарной площади застройки) не нормируются.

10. Расстояния между жилыми зданиями, а также жилыми зданиями и хозяйственными постройками (сараями, гаражами, банями) не нормируются при суммарной площади застройки, включая незастроенную площадь между ними, равной наибольшей допустимой площади застройки (этажа) одного здания той же степени огнестойкости без противопожарных стен согласно требованиям СНиП 2.08.01-89.

11. Расстояния между хозяйственными постройками (сараями, гаражами, банями), расположенными вне территории усадебных участков, не нормируются при условии, если площадь застройки сблокированных хозяйственных построек не превышает 800 м. Расстояния между группами сблокированных хозяйственных построек принимаются по табл.1*.

Минимальные расстояния от жилых, общественных и вспомогательных зданий I и II степеней огнестойкости до производственных зданий и гаражей I и II степеней огнестойкости следует принимать не менее 9 м, а до производственных зданий, имеющих покрытие с применением утеплителя из полимерных или горючих материалов, – 15 м. 2*.

При проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение.Расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5-8 м для зданий до 10 этажей включ.

и 8-10 м для зданий свыше 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев.Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м, пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.

3. Расстояния от жилых и общественных зданий до складов I группы для хранения нефти и нефтепродуктов следует принимать в соответствии с требованиями СНиП II-106-79, а до складов горючей жидкости II группы, предусматриваемых в составе котельных, дизельных электростанций и других энергообъектов, обслуживающих жилые и общественные здания, не менее установленных в табл.2.

Предлагаем ознакомиться:  Алименты с неработающего: Все что надо знать.

Таблица 2

Вместимость склада, м

Степень огнестойкости жилых и общественных зданий

I, II

III

IIIа, IIIб, IV, IVа, V

Св. 800 до 10000

40

45

50

100 800

30

35

40

До 100

20

25

30

Примечание. Расстояния от зданий детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, учреждений здравоохранения и отдыха, зрелищных учреждений и спортивных сооружений до складов вместимостью до 100 м следует увеличивать в два раза, а до складов вместимостью св. 100 м – принимать в соответствии со СНиП II-106-79.

4. К рекам и водоемам следует предусматривать подъезды для забора воды пожарными машинами.5*. Расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ не менее 15 м.В городских поселениях для районов одно-, двухэтажной индивидуальной застройки с приусадебными участками расстояние от границ приусадебных участков до лесных массивов допускается уменьшать, но принимать не менее 15 м.6*.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8Рекомендуемое

Категории дорог

Расчетная скорость движения, км/ч

Ширина полосы движения, м

Число полос движения

Наименьший радиус кривых и в плане, м

Наибольший продольный уклон, ‰

Наибольшая ширина земляного полотна, м

Магистральные:

скоростного движения

150

3,75

4-8

1000

30

65

основные секторальные непрерывного и регулируемого движения

120

3,75

4-6

600

50

50

основные зональные непрерывного и регулируемого движения

100

3,75

2-4

400

60

40

Местного значения:

грузового движения

70

4,0

2

250

70

20

парковые

50

3,0

2

175

80

15

Примечания: 1. В сложных топографических и природных условиях допускается снижать расчетную скорость движения до величины последующей категории дороги с соответствующей корректировкой параметров горизонтальных кривых и продольного уклона.

2. При высокой неравномерности автомобильных потоков в часы “пик” по направлениям допускается устройство обособленной центральной проезжей части для реверсивного движения легковых автомобилей и автобусов.

3. На магистральных дорогах с преимущественным движением грузовых автомобилей следует увеличивать ширину полосы движения до 4 м, а при доле большегрузных автомобилей в транспортном потоке более 20% до 4,5 м.

Помимо дома и хозяйственный построек, допускается расположение на соседнем участке компостных площадок, уборных, выгребных ям, клозетов с антисептиком. Можно сделать выбор в пользу биотуалетов и локальных очистительных систем. Отдельно должно измеряться расстояние от дома и хозяйственных построек до участка соседа.В документации указываются нормы отступов от заборов, соседних домов, красной линии, расположения объектов на участке и так далее.

Как измерять расстояние{q}

Понятие застройки за землях ИЖС включает проведение красной линии, которая отделяет строение от центральной улицы, других домов, общественных мест, проезжей части, других жилых помещений на соседских земельных участка.

Согласно СНиП расстояние между отдельными домами должно составлять согласно правил пожарной и технической безопасности не менее 5 м.

Тоже самое касается нормы расстояния между жилыми домами и сельскохозяйственными и другими вспомогательными постройками. Также территория до них должна иметь протяженность не менее 5 м.

 при малоэтажной застройке  3 м
 в отношении объектов сельскохозяйственного назначения, в том числе для содержания животных  4 м
 от бани, сарая, гаража или других дополнительных построек 4 м
 до кустарника  не менее 1 м
 до деревьев высотой более 4 м   2 м

В нормах застройки указано, что как дома с одной или двумя квартирами должны находится не менее чем в 6 м от хозяйственных строений и от садовых и дачных участков соседей. Расстояние считается до проемов окон в помещениях.

В зависимости от огнестойкости зданий следует соблюдать дистанцию в 6 – 15 м. К примеру, если построен дом из кирпича, а рядом находится помещение из дерева, возведенное соседями, то расстояние должно равняться 15 м.

Между деревянными домами, не обработанными огнестойким материалом, должна соблюдаться дистанция в 15 м., с трудносгораемых материалов – 10 м.

Важно соблюдение требований зонирования территории. Она подразумевает выделение на участке нескольких зон согласно целевого назначения  — возведения определенных объектов или обработки, выращивания сельскохозяйственных культур, размещения скота.

Схематично можно выделить несколько зон:

  • жилая, в ней размещается индивидуальное строение, гостевой дм;
  • приусадебная, на которой ведется хозяйственная деятельность. Здесь возможно размещение ремесленной, колодца, санузла и летней кухни, крытого гаража;
  • отдыха, здесь могут находится детские площадки, бассейн;
  • садово-огородная – для выращивания растений, установки теплиц и парников.

Хозяйственные постройки площадью до 50 кв.м. должны находится от жилого дома на расстоянии от 15 м. Место сбора мусора, уборная – 15 м. Колодец – не менее 8 м. при производительности до 1 куб.м., 10 м – от 3 куб.м.

По правилам застройки возможно возведение на землях ИЖС не более одного жилого дома этажностью до 3 этажей вместе с мансардой.

Обязательно, чтобы забор не создавал тень для соседнего участка, он должен выполняться из сетки-рабицы или другого похожего материала.

Иначе собственники соседних участков могут предъявить требования о его сносе в связи с нарушением их прав на пользование земельным участков, в частности, в форме использования территории для выращивания сельскохозяйственных культур, которым из-за забора недостаточно света.

Для недопущения нарушения прав владельцев соседних участков необходимо произвести межевание.

В ходе процедуры определяются на местности границы каждого земельного надела, принадлежащего определенному лицу, составляется акт между хозяевами соседних наделов.

Если возникают проблемы с определением территорий, производится решение вопроса как в порядке направления претензий, так и в судебном порядке при подтверждении прав на пользование землей и соблюдения требований выделения пожарной полосы и разграничения красной линии.

Нормы планировки и застройки предусматривают наличие минимального расстояния между объектами. Если элементы дома не более чем на 0,5 м отступают от стены, то замеры проводятся от цоколя или от стены. В иных случаях – от проекции частей строения на землю.

Приложение 5 (рекомендуемое). РАСЧЕТНАЯ ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ НА СЕЛИТЕБНОЙ ТЕРРИТОРИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

1.1*. Городские и сельские поселения необходимо проектировать на основе градостроительных прогнозов и программ, генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации; схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных географических регионов и национально-государственных образований;

схем и проектов районной планировки административно-территориальных образований; территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования зон интенсивного хозяйственного освоения и уникального природного значения, включающих мероприятия по предотвращению и защите от опасных природных и техногенных процессов.

1.2*. Городские и сельские поселения следует проектировать как элементы системы расселения Российской Федерации и входящих в нее республик, краев, областей, округов, административных районов и сельских административно-территориальных образований, а также межобластных, межрайонных и межхозяйственных систем расселения.

При этом следует учитывать формирование единых для систем расселения социальной, производственной, инженерно-транспортной и других инфраструктур, а также развиваемые на перспективу трудовые, культурно-бытовые и рекреационные связи в пределах зоны влияния поселения-центра или подцентра системы расселения.

Размеры зон влияния следует принимать: для городов – центров административно-территориальных образований на основе данных схем расселения, схем и проектов районной планировки с учетом существующих административных границ республик, краев, областей, административных районов; сельских поселений – центров административных районов и сельских административно-территориальных образований – в границах административных районов и сельских административно-территориальных образований.

1.3*. В проектах планировки и застройки городских и сельских поселений необходимо предусматривать рациональную очередность их развития. При этом необходимо определять перспективы развития поселений за пределами расчетного срока, включая принципиальные решения по территориальному развитию, функциональному зонированию, планировочной структуре, инженерно-транспортной инфраструктуре, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Как правило, расчетный срок должен быть до 20 лет, а градостроительный прогноз может охватывать 30-40 лет.

1.4. Городские и сельские поселения в зависимости от проектной численности населения на расчетный срок подразделяются на группы в соответствии с табл.1.

Таблица 1

Группы поселений

Население, тыс. чел.

Города

Сельские поселения

Крупнейшие

Св. 1000

_

Крупные

” 500 до 1000

Св. 5

” 250 500

3 до 5

Большие

” 100 250

1 3

Средние

50 100

” 0,2 1

Малые*

20 50

” 0,05 ” 0,2

10 20

До 0,05

До 10

______________
* В группу малых городов включаются поселки городского типа.

1.5. Численность населения на расчетный срок следует определять на основе данных о перспективах развития поселения в системе расселения с учетом демографического прогноза естественного и механического прироста населения и маятниковых миграций.Перспективы развития сельского поселения должны быть определены на основе планов развития колхозов и совхозов и других предприятий с учетом их производственной специализации, схем проектов землеустройства, проектов районной планировки в увязке с формированием агропромышленного комплекса, а также с учетом размещения подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений. При этом расчет численности населения следует выполнять на группу сельских поселений, входящих в хозяйство.

1.6*. Территорию для развития городских и сельских поселений необходимо выбирать с учетом возможности ее рационального функционального использования на основе сравнения вариантов архитектурно-планировочных решений, технико-экономических, санитарно-гигиенических показателей, топливно-энергетических, водных, территориальных ресурсов, состояния окружающей среды, с учетом прогноза изменения на перспективу природных и других условий.

При этом необходимо учитывать предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду на основе определения ее потенциальных возможностей, режима рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.

1.7. С учетом преимущественного функционального использования территория города подразделяется на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную.Селитебная территория предназначена: для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон;

для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений.

жилой застройки, общественных центров, промышленные, научные и научно-производственные, коммунально-складские, внешнего транспорта, массового отдыха, курортные (в городах и поселках, имеющих лечебные ресурсы), охраняемых ландшафтов.Организацию территории сельского поселения необходимо предусматривать в увязке с общей функциональной организацией территории хозяйства, как правило, выделяя селитебную и производственную территории.

2. В районах, подверженных действию опасных и катастрофических природных явлений (землетрясения, цунами, сели, наводнения, оползни и обвалы), зонирование территории поселений следует предусматривать с учетом уменьшения степени риска и обеспечения устойчивости функционирования. В зонах с наибольшей степенью риска следует размещать парки, сады, открытые спортивные площадки и другие свободные от застройки элементы.

3. В районах со сложными инженерно-геологическими условиями под застройку необходимо использовать участки, требующие меньших затрат на инженерную подготовку, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений.

1.8*. Планировочную структуру городских и сельских поселений следует формировать, обеспечивая компактное размещение и взаимосвязь функциональных зон; рациональное районирование территории в увязке с системой общественных центров, инженерно-транспортной инфраструктурой; эффективное использование территории в зависимости от ее градостроительной ценности;

комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, ландшафтных, национально-бытовых и других местных особенностей; охрану окружающей среды, памятников истории и культуры. Примечания*: 1. В сейсмических районах необходимо предусматривать расчлененную планировочную структуру городов и рассредоточенное размещение объектов с большой концентрацией населения, а также пожаровзрывоопасных.

2. В исторических городах следует обеспечивать всемерное сохранение их исторической планировочной структуры и архитектурного облика, предусматривать разработку и осуществление программ по комплексной реконструкции исторических зон, реставрации памятников истории и культуры.

3. При планировке и застройке городских и сельских поселений необходимо обеспечивать условия для полноценной жизнедеятельности инвалидов и малоподвижных групп населения в соответствии с требованиями ВСН 62-91, утвержденных Госкомархитектурой.

1.9. В крупнейших и крупных городах следует обеспечивать комплексное использование подземного пространства для взаимоувязанного размещения в нем сооружений городского транспорта, предприятий торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания, отдельных зрелищных и спортивных сооружений, подсобно-вспомогательных помещений административных, общественных и жилых зданий, объектов систем инженерного оборудования, производственных и коммунально-складских объектов различного назначения.

1.10. На территориях, прилегающих к городам, следует предусматривать пригородные зоны для использования их в качестве резервов последующего развития городов и размещения объектов хозяйственного обслуживания, а в составе пригородных зон – зеленые зоны, предназначенные для организации отдыха населения, улучшения микроклимата, состояния атмосферного воздуха и санитарно-гигиенических условий.

При определении границ пригородной зоны следует учитывать взаимосвязанное развитие городских и сельских поселений, границы административных районов, сельскохозяйственных и других предприятий. Для городов, входящих в формируемую групповую систему расселения, следует предусматривать общую пригородную зону.

1.11. Размещение подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений, а также участков для коллективных садов и огородов следует предусматривать, как правило, на территории пригородной зоны. Объекты жилищно-гражданского строительства подсобных сельских хозяйств, как правило, следует размещать на территориях существующих сельских поселений.

Участки садоводческих товариществ необходимо размещать с учетом перспективного развития городских и сельских поселений за пределами резервных территорий, предусматриваемых для индивидуального жилищного строительства, на расстоянии доступности на общественном транспорте от мест проживания, как правило, не более 1,5 ч, а для крупнейших и крупных городов – не более 2 ч.

Эти нормы могут быть также указаны в правилах застройки и землепользования, в землеустроительной, градостроительной и проектной документации. Земельные участки во втором случае отводятся не для целей, указанных в п.1 данной статьи, который предусматривает порядок предоставления земельных участков гражданам или их объединениям (фермеры, садоводы, домовладельцы и т.п.). 2-3. Граждане Российской Федерации имеют равные возможности получить (приобрести) земельный участок для строительства жилого дома, ведения личного подсобного или дачного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (помимо хозяйства при доме), для другой предпринимательской деятельности.

Нотариус Анна Ивановна Липская

в сельской местности для строительства и обслуживания жилого дома может быть только 25 соток, поэтому нужно участок поделить: одну часть для строительства и обслуживания, а вторую — для ведения личного подсобного хозяйства, соответственно, нужно вызывать службу землеустройства для проведения перезамера и установления границ участков. Вопрос: правильно ли всё разъяснили в БТИ, ведь документы имеются{q}

И для чего нужно вызывать службу землеустройства, ведь замеры уже сделаны ранее{q} Получается, что законодательство изменилось, а я должен из своего кармана оплачивать изменение норм{q}

Нормы законодательства в отношении земельных участков изложены в Кодексе Республики Беларусь о земле от 23.07.2008 года № 425-З.

Законодательное регулирование

Вопросы строительства освещены в большом количестве актов: ГК, Градостроительный кодекс, ЗК РФ. В ст. 209 ГК сказано, что владеть, пользоваться и распоряжаться участком могут его собственники свободно, при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде.

Получая проект здания от компании, нужно смотреть не только на оригинальное конструкторское решение и хорошую планировку. Следует также проверить соответствие строения всем правилам. Для этих целей разработан специальные нормы застройки земельных участков (частный сектор) — СНИП. В них указаны все параметры и необходимые строительные материалы. Также существуют местные нормы РСН 70-88.

За их нарушение предусмотрена админответственность в виде штрафов. За перемещение объектов — от 500 до 1 000 руб., за реконструкцию, капремонт без предварительного разрешения госорганов — от 2 до 5 тыс. руб. Если строительство коттеджей осуществляется без разрешения либо с нарушением норм, то строение признается самовольной постройкой.

Можно попытаться отстоять свои интересы через суд. Предварительно стоит провести независимую экспертизу по вопросу соответствия постройки строительным нормам и требованиям противопожарной безопасности. Эта экспертиза может быть назначена в процессе разбирательства. При установлении фактов существенного нарушения норм суд может обязать ответчика самостоятельно снести постройку.

Нормы предоставления земельных участков в России

Статья 33 определяет, что гражданам могут быть бесплатно предоставлены земельные участки государственной или муниципальной собственности для организации и ведения дачного строительства, садово-огородных работ, животноводства, фермерского и личного подсобного хозяйства.

Однако этот процесс не является аналогичным для всех: в каждой ситуации требуются разные действия и устанавливаются разные нормы .

Размеры приусадебных земельных участков, предоставляемых постоянным рабочим и служащим, могут быть с учетом местных условий увеличены до 0,50 гектара по постановлению Совета Министров РСФСР, Совета Министров автономной республики или решению исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов.

В пользование рабочим, служащим и другим гражданам, проживающим в сельской местности, сверх норм могут предоставляться в установленном Советом Министров РСФСР порядке мелкие земельные участки, образовавшиеся в результате упорядочения землепользования, если невозможно использовать их для производственных нужд колхозов, совхозов и иных предприятий и организаций или передать другим гражданам.

Порядок действий

Согласно закону, застраивать можно только уже имеющийся в собственности участок. Поэтому перед тем как начинать загородное строительство, потребуется собрать и грамотно оформить документы. Компания, занимающаяся возведением здания, может не только предоставить планы и чертежи строения, но и помочь с документацией для административных инстанций.

Документы

Чтобы согласовать нормы застройки земельных участков (частный сектор), придется потратить много времени. Самое простое – написать заявление в Управление по архитектуре на получение разрешения на строительство. К нему прилагается пакет документов. Если участок находится в собственности, нужны будут:

  • Ходатайство на имя главы района.
  • Постановление госдминистрации о разрешении строительства.
  • Копия документов, подтверждающих право собственности на землю.
  • Ситуационный план строения, который отображает размещение объекта в связке с населенными пунктами, сетями энерго-, тепло- и водоснабжения, канализацией.
  • Ситуационный план участка.
  • Проект застройки.
  • Генплан участка.
  • Разрешительные документы на подключение коммуникаций.
  • Договор купли-продажи на участок.
  • Планы этажей.
  • Топосъемка участка.
  • Регистрация объекта в Главгосархстройнадзоре.
  • Акт об установлении границ на участок.
Предлагаем ознакомиться:  Как отказаться от установленного по собственному желанию отцовства

Отдельной папкой подается проект подвала, этажей, фасада, перекрытий, системы крыши, кровли, фундаментов с архитектурно-строительными узлами и деталями. Также прилагается пояснительная записка и экономические показатели, смета на строительство, чертежи.

В выданном разрешении должен быть указан вид использования земель: «застройка участка ИЖС», «под дачное строительство». Документ выдается при наличии плана участка и схемы организации с обозначением места размещения дома. План застройки земельного участка (образец, нормы представлены на фото далее) должен составляться перед началом проведения всех работ.

Основные понятия

Придомовая территория — это земельный участок, который граничит со зданием и используется владельцем здания для удовлетворения своих нужд.

В законодательстве РФ нет точного определения придомовой территории частного дома. Обычно под ней понимается часть земли около двора владельца дома, необходимая ему для обслуживания своего участка.

В основном владельцы частных домов полностью огораживают свой участок забором. Ошибочно полагать, что у территории за забором нет хозяина. Эта земля принадлежит муниципалитету. Для того, чтобы получить права использовать эту землю в своих интересах либо распоряжаться ею, собственник частного дома должен обосновать свой сервитут.

Все правовые моменты регулируются Конституцией РФ, Гражданским Кодексом, Земельным Кодексом, Законом «О государственном кадастре недвижимости», кадастровыми и техническими документами на землю.

Общее понятие земельного участка под индивидуальное строительство – это определенная земельная площадь, предоставленная для приобретения гражданином с целью:

  • отдыха;
  • выращивания сельскохозяйственных, ягодных, плодовых культур;
  • постройки жилища.

На подобной площади строительные нормы ИЖС дают право возводить хозяйственные, жилые строения. Зависимо от типа земельной площади расположенные на ней жилые дома имеют статус:

  • индивидуального дома;
  • садового домика/коттеджа;
  • дачного домика.

Нормы застройки земельного участка относят перечисленные типы жилища к понятию «усадебный дом».

Выбрать хороший участок под индивидуальное строительство вы можете в коттеджном поселке «Николино Парк».

Приложение 2 (обязательное). ТРЕБОВАНИЯ К СОГЛАСОВАНИЮ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ В РАЙОНАХ АЭРОДРОМОВ И НА ДРУГИХ ТЕРРИТОРИЯХ С УЧЕТОМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

На земельном участке можно располагать жилое строение, теплицу, летнюю кухню, баню, душ, гараж. Постройки хозяйственного назначения могут быть разными. Порядок их возведения и состав определяются органами местной администрации. Дополнительно можно разместить на участке яму или уборную. Перед началом планировки нужно правильно расставить ориентиры – дома соседей и забор.

Процедура обозначения границ

Чтобы определить четкие границы придомовой территории частного дома, в первую очередь загляните в кадастровый паспорт земельного участка. После проведения приватизации в нем должны быть отмечены не только границы самого частного владения, но и придомового участка, который к нему относится.

СПРАВКА: По законам Российской Федерации гражданин может стать участником приватизации только один раз.

Для жителей частного сектора нет точного количества метров, которые может занимать придомовая территория. В каждом конкретном случае размеры придомовой территории частного дома могут отличаться. Чтобы определиться с границами территории, которая относится именно к вашему частному дому, нужно учесть следующие моменты:

    Норма земельного участка в сельской местности

  1. начертить план-схему участка и указать на ней все объекты, необходимые для пользования частным домом.
  2. Отметить на вашей план-схеме муниципальную часть земли, которая прилегает к вашей собственности.
  3. Согласовать все спорные моменты с владельцами соседних участков, претендующих на использование этой территории.
  4. Предоставить в Уполномоченные государственные органы документы для установления прав пользования и владения придомовой территорией.

СПРАВКА Земельный участок, примыкающий к забору частного владения, может быть оформлен в собственность либо взят в аренду.

Далее мы поговорим о том, что можно считать придомовой территорией, сколько метров от частного дома{q}

Приложение 8 (рекомендуемое). КАТЕГОРИИ И ПАРАМЕТРЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ПРИГОРОДНЫХ ЗОН ГОРОДОВ И СИСТЕМ РАССЕЛЕНИЯ

  • Жилое строение должно располагаться минимум на расстоянии 5 м от дороги и 3 м от улиц. Такие же параметры предусмотрены для хозпостроек.
  • Между постройками должно быть как минимум 6-15 м.
  • Расстояние между забором и зданием должно составлять минимум 1,5-2 м.
  • Выгребные и канализационные ямы должны соответствовать заключению № Д.013948.12.08.
  • Если хозпостройки примыкают к дому, расстояние до участка соседей измеряется для каждого объекта отдельно. Гараж должен располагаться от забора минимум в трех метрах. Постройка для скота и птицы устанавливается на расстоянии 3 м от соседнего участка.

Межевание

Межевание — это комплекс работ, направленный на установление точных границ земельного участка и дальнейшее юридическое оформление результатов этих работ. Межевание придомовой территории проводится в следующих случаях:

  • для выкупа участка у администрации и оформления его в собственность;
  • для оформления аренды на участок;
  • при возникновении спорных вопросов между соседями.

Процедура межевания включает в себя следующие этапы:

  1. согласовать со всеми заинтересованными собственниками границы участка. Такое соглашение лучше оформить в письменном виде, так как в процессе межевания кто-либо из соседей может поменять свое мнение.
  2. Для обсуждения и принятия общего решения должно быть проведено собрание. Каждый участник должен быть уведомлен о его месте и времени проведения за 30 дней до самого собрания.
  3. При отсутствии одного из участников, который имел информацию о собрании, межевание будет считаться согласованным.
  4. Непосредственно межевание осуществляется специалистами до проведения собрания.

Акт согласования границ земельного участка.

Если нет никаких законных оснований для отказа, владелец частного дома может стать собственником или арендатором своей придомовой территории. Для этого нужно собрать необходимые документы и обратиться в местную администрацию. Нельзя забывать и о том, что поддержание чистоты и порядка за забором является вашей обязанностью.

Противопожарная безопасность

Таблица 1*

Таблица 2

Загородное строительство должно осуществляться в соответствии с нормами противопожарной безопасности.

Минимальное расстояние между деревянными домами — 15 метров, а между каменным и деревянным строениями — 10 м. Общая площадь земельного участка противопожарными нормами не регулируется.

Навес или гараж может примыкать к ограде со стороны забора. Сам гараж может быть отделен хозяйственными постройкам.

Расстояние до соседних строений:

  • от дома до бани, уборной – 8 м и 12 м соответственно;
  • от колодца до компостного устройства – 8 м.

Граница участка соседей от дома должна находиться на расстоянии 3 м, от построек, предназначенных для мелкого скота, – 4 м, от других построек – 1 м, от стволов низкорослых, среднерослых деревьев, кустарника – 4 м, 2 м и 1м соответственно.

Подвал или погреб можно создавать под жилым домом или хозпостройкой, не предназначенной для мелкого скота. Минимально допустимая высота помещений – 2,2 м, подвала – 2 м, погреба – 1,6 м. Во всех перечисленных случаях замеры проводятся от пола до потолка. В случае с погребом расчет ведется до выступающих конструкций, например, балок. Проектирование лестниц осуществляется в соответствии с требованиями СП 330.

В усадьбах расстояние от окон помещений до стен дома и построек соседних участков составляет минимум 6 м. Последние размещаются в одном метре от забора.

В зависимости от того, какова площадь застройки земельного участка, рассчитывается количество строений, дорожек и площадок. На участке в 0,06-0,12 га одно сооружение должно занимать максимум 30 % территории.

Приложение 4 (рекомендуемое). РАСЧЕТНАЯ ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ ЖИЛОГО РАЙОНА И МИКРОРАЙОНА

Таблица 1

Таблица 2

Тип дома

Плотность населения, чел./га, при среднем размере семьи, чел.

2,5

3,0

3,5

4,0

4,5

5,0

5,5

6,0

Усадебный с приквартирными участками, м:

2000

10

12

14

16

18

20

22

24

1500

13

15

17

20

22

25

27

30

1200

17

21

23

25

28

32

33

37

1000

20

24

28

30

32

35

38

44

800

25

30

33

35

38

42

45

50

600

30

33

40

41

44

48

50

60

400

35

40

44

45

50

54

56

65

Секционный с числом этажей:

2

130

3

150

4

170

ПРИЛОЖЕНИЕ 7*Рекомендуемое

Учреждения, предприятия, сооружения, единица измерения

Число*

Размеры земельных участков

Примечания

Учреждения народного образования

Детские дошкольные учреждения, место

Устанавливается в зависимости от демографической структуры поселения, принимая расчетный уровень обеспеченности детей дошкольными учреждениями в пределах 85%, в том числе общего типа – 70%, специализированного – 3%, оздоровительного – 12%. В поселениях-новостройках** при отсутствии данных по демографии следует принимать до 180 мест на 1 тыс. чел.; при этом на территории жилой застройки размещать из расчета не более 100 мест на 1 тыс. чел.

При вместимости яслей-садов, м на 1 место: до 100 мест – 40, св. 100 – 35; в комплексе яслей-садов св. 500 мест – 30. Размеры земельных участков могут быть уменьшены: на 30-40% – в климатических подрайонах IА, IБ, IГ, IД и IIА; на 25% – в условиях реконструкции; на 15% – при размещении на рельефе с уклоном более 20%; на 10% – в поселениях-новостройках (за счет сокращения площади озеленения)

Площадь групповой площадки для детей ясельного возраста следует принимать 7,5 м на 1 место.

Игровые площадки для детей дошкольного возраста допускается размещать за пределами участка детских дошкольных учреждений общего типа

Крытые бассейны для дошкольников, объект

По заданию на проектирование

Общеобразо-
вательные школы, учащиеся

Следует принимать с учетом 100%-ного охвата детей неполным средним образованием (I-IХ классы) и до 75% детей – средним образованием (X-XI классы) при обучении в одну смену. В поселениях-новостройках необходимо принимать не менее 180 мест на 1 тыс. чел.

При вместимости общеобразовательной школы, учащихся***:

св. 40 до 400 50 м на 1 учащегося

400 500 60

500 600 50

600 800 40

800 ” 1100 33

“1100 ” 1500 21

“1500 ” 2000 17

“2000 16



Размеры земельных участков школ могут быть: уменьшены на 40% в климатических подрайонах IА, IБ, IГ, IД и IIА, на 20% – в условиях реконструкции; увеличены: на 30% – в сельских поселениях, если для организации учебно-опытной работы не предусмотрены специальные участки на землях совхозов и колхозов.

Спортивная зона школы может быть объединена с физкультурно- оздоровительным комплексом микрорайона

________________
* Нормы расчета учреждений и предприятий обслуживания не распространяются на проектирование учреждений и предприятий обслуживания, расположенных на территориях промышленных предприятий, вузов и других мест приложения труда. Указанные нормы являются целевыми на расчетный срок для предварительных расчетов и должны уточняться согласно социальным нормам и нормативам, разработанным и утвержденным в установленном порядке. Структура и удельная вместимость учреждений и предприятий обслуживания межселенного значения устанавливаются в задании на проектирование с учетом роли проектируемого поселения в системе расселения.

** К поселениям-новостройкам относятся существующие и вновь создаваемые городские и сельские поселения, численность населения которых с учетом строителей, занятых на сооружении объектов производственного и непроизводственного назначений, увеличивается на период ввода в эксплуатацию первого пускового комплекса в два и более раза.

*** При наполняемости классов 40 учащимися с учетом площади спортивной зоны и здания школы.

Школы-
интернаты, учащиеся

По заданию на проектирование

При вместимости общеобразовательной школы-интерната, учащихся:
св. 200 до 300 70 м на 1 учащегося

300 500 65

500 и более 45

При размещении на земельном участке школы здания интерната (спального корпуса) площадь земельного участка следует
увеличивать на 0,2 га

Межшкольный учебно-произ-
водственный комбинат, место*

8% общего числа школьников

Размеры земельных участков межшкольных учебно-производственных комбинатов рекомендуется принимать не менее 2 га, при устройстве автополигона или трактородрома – 3 га

Автотрактородром следует размещать вне селитебной территории

Внешкольные учреждения, место*

10% общего числа школьников, в том числе по видам зданий: Дворец (Дом) пионеров и школьников – 3,3%; станция юных техников – 0,9%; станция юных натуралистов – 0,4%; станция юных туристов – 0,4%; детско-юношеская спортивная школа – 2,3%; детская школа искусств или музыкальная, художественная, хореографическая школа – 2,7%

По заданию на проектирование

________________
* В городах межшкольные учебно-производственные комбинаты и внешкольные учреждения размещаются на селитебной территории с учетом транспортной доступности не более 30 мин. В сельских поселениях места для внешкольных учреждений рекомендуется предусматривать в зданиях общеобразовательных школ.

Средние специальные и профес-
сионально- технические учебные заведения, учащиеся

По заданию на проектирование с учетом населения города-центра и других поселений в зоне его влияния

При вместимости профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений, учащихся:

до 300 75 м на 1 учащегося

св. 300 до 900 50-65

900 ” 1600 30-40

Размеры земельных участков могут быть уменьшены: на 50% в климатических подрайонах IА, IБ, IГ, IД и IIА и в условиях реконструкции, на 30% – для учебных заведений гуманитарного профиля; увеличены на 50% – для учебных заведений сельскохозяйственного профиля, размещаемых в сельских поселениях.

При кооперировании учебных заведений и создании учебных центров размеры земельных участков рекомендуется уменьшать в зависимости от вместимости учебных центров, учащихся:

от 1500 до 2000 на 10%

св. 2000 3000 20

3000 30

Размеры жилой зоны, учебных и вспомогательных хозяйств, полигонов и автотрактородромов в указанные размеры не входят

Высшие учебные заведения, студенты

По заданию на проектирование

Зоны высших учебных заведений (учебная зона), га на 1 тыс. студентов: университеты, вузы технические – 4-7; сельскохозяйственные – 5-7; медицинские, фармацевтические – 3-5; экономические, педагогические, культуры, искусства, архитектуры – 2-4; институты повышения квалификации и заочные вузы – соответственно их профилю с коэффициентом – 0,5; специализированная зона – по заданию на проектирование; спортивная зона – 1-2; зона студенческих общежитий – 1,5-3. Вузы физической культуры проектируются по заданию на проектирование

Размер земельного участка вуза может быть уменьшен на 40% в климатических подрайонах IА, IБ, IГ, IД и IIА и в условиях реконструкции. При кооперированном размещении нескольких вузов на одном участке суммарную территорию земельных участков учебных заведений рекомендуется сокращать на 20%

Учреждения здравоохранения, социального обеспечения, спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения

Дома-
интернаты

Дома-
интернаты для престарелых, ветеранов труда и войны, организуемые произ-
водственными объедине-
ниями (предприя-
тиями), платные пансионаты, место на 1 тыс. чел. (с 60 лет)

Дома-
интернаты для взрослых инвалидов с физическими нарушениями, место на 1 тыс. чел. (с 18 лет)

28

По заданию на проектирование










То же

Нормы расчета учреждений социального обеспечения следует уточнять в зависимости от социально- демографических особенностей региона

Детские дома-
интернаты, место на 1 тыс. чел. (от 4 до 17 лет)

3

Психоневроло-
гические интернаты, место на 1 тыс. чел. (с 18 лет)

3

При вместимости интернатов, мест:

до 200 125 м на 1 место

св. 200 до 400 100

400 600 80

Специальные жилые дома и группы квартир для ветеранов войны и труда и одиноких престарелых, чел. на 1 тыс. чел. (с 60 лет)

60

Специальные жилые дома и группы квартир для инвалидов на креслах-
колясках и их семей, чел. на 1 тыс. чел. всего населения

0,5

Учреждения здравоохра-
нения

Стационары всех типов для взрослых с вспомога-
тельными зданиями и сооруже-
ниями, койка

Необходимые вместимость и структура лечебно-профилактических учреждений определяются органами здравоохранения и указываются в задании на проектирование

При мощности стационаров, коек:

до 50 300 м на 1 койку

св. 50 до 100 300-200

” 100 200 200-140

” 200 400 140-100

” 400 800 100-80

” 800 ” 1000 80-60

” 1000 60

На одну койку для детей следует принимать норму всего стационара с коэффициентом 1,5.

При размещении двух и более стационаров на одном земельном участке общую его участке общую его площадь следует принимать по норме суммарной вместимости стационаров. В климатических подрайонах IА, IБ, IГ, IД и IIА, а также в условиях реконструкции и в крупных и крупнейших городах земельные участки больниц допускается уменьшать на 25%. Размеры земельных участков больниц, размещаемых в пригородной зоне, следует увеличивать: инфекционных и онкологических – на 15%, туберкулезных и психиатрических – на 25%, восстановительного лечения для взрослых – на 20%, для детей – на 40%. Площадь земельного участка родильных домов следует принимать по нормативам стационаров с коэффициентом 0,7

Поликлиники, амбулатории, диспансеры без стационара, посещение в смену

0,1 га на 100 посещений в смену, но не менее 0,3 га

Размеры земельных участков стационара и поликлиники (диспансера), объединенных в одно лечебно-
профилактическое учреждение, определяются раздельно по соответствующим нормам и затем суммируются

Станции (подстанции) скорой медицинской помощи, автомобиль

1 на 10 тыс. чел. в пределах зоны 15-минутной доступности на специальном автомобиле

0,05 га на 1 автомобиль, но не менее 0,1 га

Выдвижные пункты скорой медицинской помощи, автомобиль

1 на 5 тыс. чел. сельского населения в пределах зоны 30-минутной доступности на специальном автомобиле

То же

Фельдшерские или фельдшерско- акушерские пункты, объект

По заданию на проектирование

0,2 га

Аптеки групп:

По заданию на проектирование

I-II

0,3 га или встроенные

III-V

0,25 ”

VI-VIII

0,2

Молочные кухни, порция в сутки на 1 ребенка (до 1 года)

4

0,015 га на 1 тыс. порций в сутки, но не менее 0,15 га

Раздаточные пункты молочных кухонь, м общей площади на 1 ребенка (до 1 года)

0,3

Встроенные

Учреждения санаторно- курортные и оздорови-
тельные, отдыха и туризма

Конкретные значения нормативов земельных участков в указанных пределах принимаются по местным условиям. Размеры земельных участков даны без учета площади хозяйственных зон, принимаемых согласно п.3.15 настоящих норм.

Санатории (без туберку-
лезных), место

По заданию на проектирование

125-150

м на 1 место

В сложившихся приморских, горных курортах и в условиях их реконструкции, а также для баз отдыха в пригородных зонах крупнейших и крупных городов размеры земельных участков допускается уменьшать, но не более чем на 25%

Санатории для родителей с детьми и детские санатории (без туберку-
лезных), место

То же

145-170

Санатории- профи-
лактории, место

70-100

В санаториях- профилакториях, размещаемых в пределах городской черты, допускается уменьшать размеры земельных участков, но не более чем на 10%

Санаторные пионерские лагеря, место

200

Дома отдыха (пансионаты), место

120-130

Дома отдыха (пансионаты) для семей с детьми, место

140-150

Базы отдыха предприятий и организаций, молодежные лагеря, место

По заданию на проектирование

140-160

Курортные гостиницы, место

То же

65-75

Пионерские лагеря, место

150-200

Оздорови-
тельные лагеря старше-
классников, место

175-200

Дачи дошкольных учреждений, место

120-140

Туристские гостиницы, место

50-75

Для туристских гостиниц, размещаемых в крупнейших и крупных городах, общественных центрах, размеры земельных участков допускается принимать по нормам, установленным для коммунальных гостиниц

Туристские базы, место

65-80

Туристские базы для семей с детьми, место

95-120

Мотели, место

75-100

Кемпинги, место

135-150

Приюты, место

35-50

Физкультурно- спортивные сооружения

Территория

0,7-0,9 га на 1 тыс. чел.

Физкультурно-спортивные сооружения сети общего пользования следует, как правило, объединять со спортивными объектами образовательных
школ и других учебных заведений, учреждений
отдыха и культуры с
возможным сокращением территории.

В климатических подрайонах IА, IБ, IД и IIА указанные размеры земельных участков комплексов физкультурно- спортивных сооружений допускается уменьшать до 50%.

Для малых поселений нормы расчета залов и бассейнов необходимо принимать с учетом минимальной вместимости объектов по технологическим требованиям.

Комплексы физкультурно- оздоровительных площадок предусматриваются в каждом поселении.

Доступность физкультурно- спортивных сооружений городского значения не должна превышать 30 мин.

Долю физкультурно- спортивных сооружений, размещаемых в жилом районе, следует принимать от общей нормы, %:

территории – 35, спортивные залы – 50, бассейны – 45

Помещения для физкультурно- оздоро-
вительных занятий в микрорайоне, м общей площади на 1 тыс. чел.

70-80

Спортивные залы общего пользования, м площади пола на 1 тыс. чел.

60-80

Бассейны крытые и открытые общего пользования, м зеркала воды на 1 тыс. чел.

20-25

Спортивные залы и крытые бассейны для климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА, м площади пола, зеркала воды на 1 тыс. чел.

Для поселений, тыс. чел.:

По заданию на проектирование

В поселениях с числом жителей от 2 до 5 тыс. следует предусматривать один спортивный зал площадью 540 м

св. 100

Спортивный зал

Бассейн

50 до 100

120

50

25 50

130

55

12 25

150

65

5 12

175

80

200

100

Учреждения культуры и искусства

Помещения для культурно-
массовой и политико- воспита-
тельной работы с населением, досуга и любительской деятельности, м площади пола на 1 тыс. чел.

50-60

По заданию на проектирование

Рекомендуется формировать единые комплексы для организации культурно-массовой, физкультурно- оздоровительной и политико-воспитательной работы для использования
учащимися и населением
(с соответствующим
суммированием нормативов) в пределах пешеходной
доступности не более 500 м

Удельный вес танцевальных залов,кинотеатров и клубов
районного значения рекомендуется в размере 40-50%. Минимальное число мест учреждений культуры и искусства принимать для крупнейших и крупных городов. Размещение, вместимость и размеры земельных участков планетариев, выставочных залов и музеев определяются заданием на проектирование. Цирки, концертные залы, театры и планетарии предусматривать, как правило, в городах с населением 250 тыс. чел. и более, а кинотеатры – в
поселениях с числом жителей не менее 10 тыс. чел. Универсальные спортивно-зрелищные залы с искусственным льдом предусматривать, как правило, в городах-центрах систем расселения с числом жителей свыше 100 тыс. чел.

Танцевальные залы, место на 1 тыс. чел.

6

То же

Клубы, посети-
тельское место
на 1 тыс. чел.

80

Кинотеатры, место
на 1 тыс. чел.

25-35

Театры, место на 1 тыс. чел.

5-8

Концертные залы, место на 1 тыс. чел.

3,5-5

Цирки, место на 1 тыс. чел.

3,5-5

Лектории, место
на 1 тыс. чел.

2

Залы аттракционов и игровых автоматов, м площади пола на 1 тыс. чел.

3

Универ-
сальные спортивно- зрелищные залы, в том числе с искусствен-
ным льдом, место
на 1 тыс. чел.

6-9

Городские массовые библиотеки на 1 тыс. чел. зоны обслуживания при населении города, тыс. чел.*:

св. 50

4 тыс. ед. хранения
2 читательское место

10 до 50

4-4,5
2-3

________________
* Приведенные нормы не распространяются на научные, универсальные и специализированные библиотеки, вместимость которых определяется заданием на проектирование.

Дополнительно в центральной городской библиотеке на 1 тыс. чел. при населении города, тыс. чел.:

500 и более

0,1тыс. ед. хранения
0,1 читательское место

250

0,2
0,2

100

0,3
0,3

50 и менее

0,5
0,3

Клубы и библиотеки сельских поселений

Клубы, посетительское место на 1 тыс. чел. для сельских поселений или их групп, тыс. чел.:

Меньшую вместимость клубов и библиотек следует принимать для больших поселений

св. 0,2 до 1

500-300

1 2

300-230

2 5

230-190

5 ” 10

190-140

Сельские массовые библиотеки на 1 тыс. чел. зоны обслуживания (из расчета 30-минутной доступности) для сельских поселений или их групп, тыс. чел.:

св. 1 до 2

6-7,5тыс. ед. хранения

5-6 читательское место

2 5

5-6
4-5

5 ” 10

4,5-5
3-4

Дополнительно в центральной библиотеке местной системы расселения (адми-
нистративный район)
на 1 тыс. чел. системы

4,5-5
3-4

Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания

Нормы расчета включают всю сеть предприятий торгово-бытового обслуживания независимо от их ведомственной принадлежности и подлежат уточнению в установленном порядке с учетом особенностей союзных республик и регионов. В случае автономного обеспечения предприятий инженерными системами и коммуникациями, а также размещения на их территории подсобных зданий и сооружений площадь участка может быть увеличена до 50%.

Городские поселения*

Сельские поселения

Магазины, м торговой площади
на 1 тыс. чел.

280 (100)

300

Торговые центры местного значения с числом обслуживаемого населения, тыс. чел.:

В норму расчета магазинов непродовольственных товаров в городах входят комиссионные магазины
из расчета 10 мторговой площади на 1 тыс.

чел. Магазины заказов и кооперативные магазины принимать по заданию на проектирование дополнительно к установленной норме
расчета магазинов
продовольственных товаров, ориентировочно – 5-10 м торговой площади на 1 тыс. чел. В поселках садоводческих товариществ продовольственные магазины предусматривать из расчета 80 м торговой площади на 1 тыс. чел.

В том числе:

от 4 до 6

0,4-0,6 га на объект

продовольствен-
ных товаров, объект

100 (70)

100

св. 6 ” 10

0,6-0,8 “

” 10 ” 15

0,8-1,1

” 15 ” 20

1,1-1,3

непродо-
вольственных товаров, объект

180 (30)

200

Торговые центры малых городов и сельских поселений с числом жителей, тыс.чел.:

до 1

0,1-0,2 га

св. 1 до 3

0,2-0,4 “

3 4

0,4-0,6 “

5 6

0,6-1,0 “

7 10

1,0-1,2 ”

Предприятия торговли, мторговой площади:

до 250 0,08 га на 100 м торговой

площади

св. 250 до 650 0,08-0,06

650 ” 1500 0,06-0,04

” 1500 ” 3500 0,04-0,02

” 3500 0,02

На промышленных предприятиях и в других местах приложения труда предусматривать пункты выдачи продовольственных заказов из расчета, м нормируемой площади на 1 тыс. работающих: 60 – при удаленном размещении промпредприятий от селитебной зоны; 36 – при размещении промпредприятий у границ селитебной зоны; 24 – при размещении мест приложения труда в пределах селитебной территории (на площади магазинов и в отдельных объектах)

________________
* В скобках приведены нормы расчета предприятий местного значения, которые соответствуют организации систем обслуживания в микрорайоне и жилом районе.

Рыночные комплексы, м торговой площади на 1 тыс. чел.

24-40*

_

От 7 до 14 м на 1 м торговой площади рыночного комплекса в зависимости от вместимости:

14 м – при торговой площади до 600 м,

7 м – св. 3000 м

Для рыночного комплекса на 1 торговое место следует принимать 6 м торговой площади

________________
* Принимать в зависимости от климатических условий и региональных особенностей. Наибольшие значения принимать для IV климатического района. Соотношение площади для круглогодичной и сезонной торговли устанавливается заданием на проектирование.

Предприятия общественного питания, место на 1 тыс. чел.

40 (8)

40

При числе мест, га на 100 мест:

до 50 0,2-0,25

св. 50 до 150 0,2-0,15

” 150 0,1

В городах-курортах и городах – центрах туризма расчет сети предприятий общественного питания следует принимать с учетом временного населения: на бальнеологических курортах до 90 мест, на климатических курортах до 120 мест на 1 тыс. чел.

Потребность в предприятиях общественного питания на производственных предприятиях, в учреждениях, организациях и учебных заведениях рассчитывается по ведомственным нормативам на 1 тыс. работающих (учащихся) в максимальную смену.

В производственных зонах сельских поселений и в других местах приложения труда, а также на полевых станах для обслуживания работающих должны предусматриваться предприятия общественного питания из расчета 220 мест на 1 тыс. работающих в максимальную смену.

Заготовочные предприятия общественного питания рассчитываются по норме – 300 кг в сутки на 1 тыс. чел. Для городских зон массового отдыха населения в крупных и крупнейших городах следует учитывать нормы предприятий общественного питания: 1,1-1,8 места на 1 тыс. чел.

Магазины кулинарии, м торговой площади
на 1 тыс. чел.

6 (3)

Для производственных предприятий и других мест приложения труда показатель расчета предприятий бытового обслуживания следует принимать в размере 5-10% в счет общей нормы

Предприятия бытового обслуживания, рабочее место на 1 тыс.чел.

9 (2,0)

7

В том числе:

непосредствен-
ного обслужива- вания населения

5 (2)

4

На 10 рабочих мест для предприятий мощностью, рабочих мест:

0,1-0,2 га

10-50

0,05-0,08 ”

50-150

0,03-0,04 “

св. 150

произ-
водственные предприятия централи-
зованного выполнения заказов, объект

4

3

0,5-1,2 га

Предприятия коммунального обслуживания

Прачечные, кг белья в смену на 1 тыс. чел.

120 (10)

60

В том числе:

прачечные самообслу-
живания, объект

10 (10)

20

0,1-0,2 га на объект

фабрики-
прачечные, объект

110

40

0,5-1,0 “

Показатель расчета фабрик-прачечных дан с учетом обслуживания общественного сектора до 40 кг белья в смену

Химчистки, кг вещей в смену на 1 тыс. чел.

11,4 (4,0)

3,5

В том числе:

химчистки самообслу-
живания, объект

4,0 (4,0)

1,2

0,1-0,2

фабрики-
химчистки, объект

7,4

2,3

0,5-1,0 “

Бани, место на 1 тыс. чел.

5

7

0,2-0,4 ”

В поселениях, обеспеченных благоустроенным жилым фондом, нормы расчета вместимости бань и банно- оздоровительных комплексов на 1 тыс. чел. допускается уменьшать до 3 мест; для городов, размещаемых в климатических подрайонах IА, IБ, IГ, IД и IIА, – увеличивать до 8, а для поселений- новостроек – до 10 мест

Организации и учреждения управления, проектные организации,
кредитно-финансовые учреждения и предприятия связи

Отделения связи, объект

Размещение отделений связи, укрупненных доставочных отделений связи (УДОС), узлов связи, почтамтов, агентств союзпечати, телеграфов, междугородных, городских и сельских телефонных станций, станций проводного вещания объектов радиовещания и телевидения, их группы, мощность (вместимость) и размеры необходимых для них земельных участков следует принимать по нормам и правилам министерств связи РФ и союзных республик

Отделения связи микрорайона, жилого района, га, для обслуживаемого населения, групп:

IV-V (до 9 тыс. чел.) 0,07-0,08

III-IV (9-18 ) 0,09-0,1

II-III (20-25 ) 0,11-0,12

Отделения связи поселка, сельского поселения для обслуживаемого населения групп:

V-VI (0,5-2 тыс. чел.)

0,3-0,35

III-IV (2-6 ” )

0,4-0,45

Отделения банков, операционная касса

Операционная касса на 10-30 тыс. чел.

га на объект:

0,2 – при 2-операционных кассах

0,5 – при 7

Отделения и филиалы сберега-
тельного банка СССР, операционное место:

в городах

1 операционное место (окно) на 2-3 тыс. чел.

0,05 – при 3-операционных местах

0,4 – при 20

в сельских поселениях

1 операционное место (окно) на 1-2 тыс. чел.

Организации и учреждения управления, объект

По заданию на проектирование

В зависимости от этажности здания, м на 1 сотрудника:

44-18,5 при этажности 3-5

13,5-11 9-12

10,5 16 и более

Областных, краевых, городских, районных органов власти, м на 1 сотрудника:

54-30 при этажности 3-5

13-12 9-12

11 16 и более

Поселковых и сельских органов власти, м на 1 сотрудника:

60-40 при этажности 2-3

Проектные организации и конструк-
торские бюро, объект

По заданию на проектирование

В зависимости от этажности здания, м на 1 сотрудника:

30-15 при этажности 2-5

9,5-8,5 9-12

7 16 и более

Районные (городские народные суды), рабочее место

1 судья на 30 тыс. чел.

0,15 га на объект – при 1 судье

0,4 га 5 судьях

0,3 га ” 10 членах суда

0,5 га ” 25

Областные (краевые) суды, рабочее место

1 член суда на 60 тыс. чел. области (края)

Юридические консультации, рабочее место

1 юрист-адвокат на 10 тыс. чел.

Нотариальная контора, рабочее место

1 нотариус на 30 тыс. чел.

Учреждения жилищно-коммунального хозяйства

Жилищно-
эксплуа-
тационные организации, объект:

микрорайона

1 объект на микрорайон с населением до 20 тыс. чел.

0,3 га на объект

жилого района

1 объект на жилой район с населением до 80 тыс. чел.

1 га на объект

Пункт приема вторичного сырья, объект

1 объект на микрорайон с населением до 20 тыс. чел.

0,01 га на объект

Гостиницы, место на 1 тыс. чел.

6

При числе мест гостиницы, м на 1 место:

от 25 до 100-55

св. 100 ” 500-30

” 500 ” 1000-20

” 1000 ” 2000-15

Общественные уборные

1 прибор на 1 тыс. чел.


Бюро
похоронного
обслу-
живания

Дом траурных
обрядов


1 объект на 0,5-1 млн. чел.

Кладбище
традиционного захоронения

0,24 га на 1 тыс. чел.

Размеры земельных участков, отводимых для захоронения, допускается
уточнять в зависимости от соотношения кладбищ традиционного захоронения и кладбищ для погребения после кремации, устанавливаемых по местным условиям

Кладбище урновых захоронений после кремации

0,02 га ”

Предлагаем ознакомиться:  Отец имеет несколько доходов можно ли подать на увеличение алиментов

Канализация и водоотвод

Сток воды с крыши можно направлять на участок, если ближайшая хозпостройка расположена в одном метре от здания. В случае нарушения правил монтажа сети застройщику грозит регулярное ее засорение и регулярные прочистки труб.

Суточные канализационные расходы составляют 200 литров на человека. Самый маленький диаметр наружной трубы — 150 мм с уклоном к коллектору максимум в 8 %. Трубы должны быть заложены в грунт минимум на 0,3 метра. Подача воды может осуществляться централизованно или автономно. Во втором случае свободный напор на участке должен быть более 0,1 мПа.

В случае отсутствия водоотведения нужно устанавливать пудр-клозеты, биотуалеты. Выгребные устройства, такие как люфт-клозет, надворные уборные, локальные очистные сооружения производительностью 1-3 м3 могут размещаться на расстоянии свыше одного метра от границы участка.

https://www.youtube.com/watch{q}v=N2eRZueiTrU

Фильтрованная траншея или другое очистное устройство для сточных вод находятся в одном метре от участка. По согласованию с госорганами санитарного надзора, сточные воды можно сбрасывать в кювет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector