Основания для отмены ненормативного правового акта. Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, должностных лиц довольно многочисленны в практике арбитражных судов. Ненормативный правовой рассчитан на однократное применение в отношении конкретного лица.

В качестве примера к данной категории дел можно отнести споры о признании недействительными решений налоговых, финансовых, таможенных, антимонопольных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления о привлечении к ответственности организаций (предпринимателей) за нарушение соответствующего законодательства, о выделении (об изъятии) земельных участков и т.д.

https://www.youtube.com/watch{q}v=C2s7QyQ-NqE

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, нарушающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с особенностями, предусмотренными гл. 24 АПК РФ.

По данной категории споров законодателем предусмотрены различные понятия: ненормативный правовой акт и решение государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа.

Ненормативный правовой акт – это строго формализованный документ, который составляется по утвержденной форме (например: решение налогового органа о привлечении к ответственности; предписание антимонопольного органа; уведомление органа федерального казначейства и т.д.).

Если характеризовать понятие «решение», то в этом случае ненормативный акт может быть выражен не только в виде отдельного документа. Он может заключаться в резолюции на документе, в письме или выражаться в иной форме.

Ненормативный правовой акт характеризуется тем, что он адресован конкретному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения. Например, требование уплатить налог, пени, штраф; предписание о прекращении нарушений требования закона; решение о предоставлении земельного участка и т.п.

Ненормативный правовой акт может быть оспорен не только лицом, которому он адресован, но и лицом, чьи права нарушеныпринятием этого акта. Ненормативный правовой акт может незаконно возлагать какие-либо обязанности либо создавать препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными обладают:

  • граждане;
  • организации;
  • прокурор;
  • государственные органы;
  • органы местного самоуправления;
  • иные органы, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы могут обратиться по данной категории дел в защиту интересов других лиц.

Заявление о признании недействительным ненормативного акта, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение не отнесено к компетенции других судов. Граждане, не зарегистрированные в качестве предпринимателей, могут обратиться в арбитражный суд по данной категории дел, например, в следующих случаях:

  • · по заявлению акционера о признании недействительным решения органа управления акционерного общества;
  • · по заявлению гражданина о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя и т.п.

Законодателем предусмотрен трехмесячный срокдляподачи заявления, который исчисляется со дня, когда организации, гражданину стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный срок является процессуальным и может быть восстановлен арбитражным судом при наличии уважительных причин и соответствующего ходатайства (ст. 117 АПК РФ).

Пропуск данного срока или отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи заявления влечет возвращение заявления (ст. 115, 117 АПК РФ), о чем судьей единолично выносится соответствующее определение. Об удовлетворении ходатайства о восстановлении срока подачи заявления судьей указывается в определении о принятии заявления к производству.

Общие требования к заявлению по делу об оспаривании ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) содержатся в ст. 125 АПК РФ.

1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение, совершивших оспариваемые действия (бездействие);

2) точное название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; время совершения действий;

3) какие права и законные интересы нарушаются, по мнению заявителя, оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

4) каким законам и иным нормативным правовым актам не соответствуют оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие);

5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными;

Основания для отмены ненормативного правового акта. Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

6) сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

1) текст оспариваемого ненормативного акта;

2) доказательства направления копий заявления другим лицам, участвующим в деле (по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя – доказательства направления копий заявления и других документов судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства);

3) доказательства уплаты государственной пошлины, если заявитель не освобожден от ее уплаты;

https://www.youtube.com/watch{q}v=RXenwn17glc

4) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;

5) копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

Основания для отмены ненормативного правового акта. Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

6) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления.

Заявление, поданное с соблюдением всех требований, принимается арбитражным судом к производству, о чем выносится соответствующее определение.

Копии определения направляются лицам, участвующим в деле. Нарушение порядка подачи заявления влечет оставление заявления без движения или возвращение заявления (ст. 128, 129 АПК РФ). После принятия заявления к производству судьей производятся действия по подготовке дела к рассмотрению (гл. 14 АПК РФ).

1) данная категория дел рассматривается судьей единолично, арбитражные заседатели не могут быть привлечены к рассмотрению этих дел (ст. 17 АПК РФ);

2) срок рассмотрения – не более двух месяцев с момента поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если федеральным законом не установлен иной срок. По делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя срок рассмотрения – не более 10 дней;

3) дело может быть рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле и надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, если арбитражный суд не признал их явку обязательной;

Предлагаем ознакомиться:  Документы для оформления квартиры по решению суда

Основания для отмены ненормативного правового акта. Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

4) при рассмотрении дел этой категории арбитражный суд должен установить наличие полномочий у органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение, совершивших оспариваемые действия (бездействие), а также установить, нарушают ли оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Принятие решения

По результатам рассмотрения дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц арбитражный суд принимает решение по правилам, установленным гл. 20 АПК РФ.

1) об удовлетворении заявления и признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Для удовлетворения заявления арбитражным судом должно быть установлено, что оспариваемые ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя;

2) об отказе в удовлетворении заявления.

При признании оспариваемых действий (бездействия) незаконными в резолютивной части решения арбитражный суд обязывает государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган или должностное лицо в определенный срок совершить определенное действие, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Оспаривание ненормативных правовых актов в суде общей юрисдикции

Однако не всегда все столь гладко, и в ряде случаев чиновники принимают противоречащие закону решения, ущемляющие права определенных лиц.

Так, существует возможность обжаловать принятый чиновником или органом самоуправления ненормативный акт в судебном порядке, однако в несколько нестандартном формате по сравнению с обычным исковым заявлением. Обжалование должно осуществляться в порядке производства по публичным правоотношениям.

Лицо, которое обжалует решение органов власти, должно доказать, что ответчик на самом деле принял такое решение по отношению к нему. Вторая задача – доказать, по какой причине это решение нарушило его права. В свою очередь ответчик обязан доказать собственную точку зрения, т. е. по какой причине им было принято именно такое решение.

Чтобы подать принятого ненормативного акта в судебный орган, необходимо выполнить ряд требований:

  • заявление следует подавать в районный суд по адресу нахождения ответчика;
  • заявление с жалобой на решение органа необходимо подавать либо в районный суд по месту нахождения заявителя, либо в районный суд по месту расположения органа, вынесшего оспариваемое решение;
  • в заявлении указывается наименование судебного органа;
  • в заявлении нужно указать ФИО, адрес проживания и адрес прописки заявителя;
  • в заявлении нужно указать ФИО должностного лица, которое вынесло оспариваемое решение, наименование и адрес органа, в рамках которого подписывался ненормативный акт;
  • поле «заявление» заполнить более расширенно: «Заявление об оспаривании решения органа государственной власти (местного самоуправления)»;
  • суть заявления может излагаться в произвольной форме;
  • изложить, когда были совершены действия или бездействия, которые подлежат обжалованию;
  • объяснить содержание действий/бездействий со стороны ответчика;
  • указать, в чем заключается угроза правам заявителя, какой ущерб был понесен в результате вынесенного решения;
  • приложить доказательства, если таковые имеются (в письменном виде);
  • приложить ксерокопию квитанции об уплате государственной пошлины (если заявитель имеет право ее не вносить, нужно указать причину);
  • каждый документ следует предоставлять в нескольких экземплярах (один для судебного органа, один для ответчика. Если ответчиков несколько, каждый должен получить по одному экземпляру).

Рассмотрение дел о признании нормативного акта недействительным проходит коллегиально. Это означает, что во время должны присутствовать судьи в нечетном количестве, но не меньше троих.

Если ненормативный акт содержит решение об использовании имущества или других материальных активов, в том числе финансовых средств заявителя, по заявлению может быть направлено требование в судебный орган о временном запрете на продажу и использование этих средств.

Решение принимается судом в результате изучения всех сторон дела. Если ответчик сумеет доказать, что его решение не нарушило права заявителя и оно имеет полное обоснование, если заявитель не сможет доказать, что его права были нарушены и он понес ущерб, ненормативный акт не будет признан недействительным. Однако после положительного решения суда в сторону заявителя ненормативный акт считается полностью недействительным.

Решение группы судей арбитражного суда, участвующих в деле, должно излагаться в письменном виде. Содержание решения должно иметь такое разграничение:

  • вводная часть;
  • описательная часть;
  • мотивировочная часть;
  • резолютивная часть.

Каждая из перечисленных выше частей имеет свое отражение в статье 127 АПК РФ.

ненормативный правовой акт

Согласно статье 135 АПК РФ любое решение арбитражного суда должно вступать в законную силу через месяц после его принятия, однако это не относится к признанию ненормативных актов недействительными. Если суд постановил, что документ, выданный представителем органа государственной власти, не имеет основания, нарушает права и свободы гражданина или нескольких граждан, вследствие чего ненормативный акт должен быть признан недействительным, соответствующее решение принимается прямо в рамках судебного заседания, причем вступает в законную силу немедленно.

В статье «Оспаривание актов органов власти в сфере здравоохранения (общие положения)» Факультет Медицинского Права рассказывал о различиях между ненормативными правовыми актами и нормативными, указывая, что первые относятся только к одному лицу, тогда как последние распространяют свое действие на неопределенный круг лиц.

Однако мало понимать их ключевое различие, нужно правильно представлять себе, что скрывается за понятием «оспаривание ненормативных правовых актов». Ведь интересно, что согласно действующему законодательству оспариваются не только ненормативные правовые акты, но и действия / бездействия должностных лиц уполномоченных государственных (муниципальных) органов.

Поэтому следует резюмировать, что говоря об оспаривании ненормативных правовых актов, мы говорим как об оспаривании конкретных документов, исходящих от компетентных органов, так и об обжаловании действий / бездействий их должностных лиц. При этом на практике оспаривание ненормативных правовых актов сводится к обжалованию решений по делам об административных правонарушениях, а обжалование действий / бездействий должностных лиц к проверке их на соответствие закону при проведении проверок и иных контрольных мероприятий.

О каждом более подробно см. в статьях «Обжалование решения по делу об административном правонарушении», «Обжалование действий (бездействий) должностных лиц органов контроля», «Обжалование результатов проверки», общая нормативная база сформирована и представлена в сводном материале «Нормативно-правовые акты для раздела «Обжалование проверок органов надзора и административных производств».

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов – исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 24 АПК РФ.

Ненормативный акт - вопросы и ответы

Поговорим об этих особенностях.

Предлагаем ознакомиться:  Примеры гражданско правового договора

Во-первых, производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц. В силу ч. 4 ст.

198 АПК РФ такое заявление можно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (!).

Вторая особенность – ч. 5 ст. 200 АПК РФ. Согласно положениям этой нормы обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Иными словами, «де юро» не медицинская организация должна отстаивать свои права в таком судебном процессе, а государственный орган доказывать, что права медицинской организации он не нарушил. «Де факто», конечно, ситуация выглядит по-другому: успешная защита прав в российском в суде всегда предполагает активность со стороны заявителя.

В остальном: порядок рассмотрения дела в суде, участие представителя медицинской организации в судебных заседаниях, направление копий судебных актов, распределение между сторонами судебных расходов и т.п. не отличается от правил искового производства.

Со своей стороны Факультет Медицинского Права обращает внимание на интересный нюанс – в судебном порядке можно оспорить даже отмененный ненормативный акт, если он нарушал права заявителя. Такое разъяснение дал Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 22.12.2005 № 99 (ред. от 01.07.2014) «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Маловероятно, что коммерческая медицинская организация столкнется с необходимостью оспаривания ненормативного правового акта в суде общей юрисдикции. Однако такой случай нельзя исключить в отношении некоммерческого медицинского учреждения. К примеру, дело о привлечении медицинского учреждения к административной ответственности по ст. 19.

20 КоАП РФ за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), будет рассматриваться в суде общей юрисдикции. И вот здесь возникают вопросы: какие правила будут применяться, если общеизвестно, что суды общей юрисдикции рассматривают дела согласно ГПК РФ{q}

Факультет Медицинского Права обращает внимание на то, что с 15 сентября 2015 года подраздел III ГПК РФ, посвященный производству по делам, возникающим из публичных правоотношений, утратил силу. На сегодняшний день дела по административным правонарушениям медицинских организаций рассматриваются по правилам Кодекса об административных правонарушениях РФ, тогда как все остальные дела (не связанные с административными правонарушениями) по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.

Подчеркнем также, что Кодекс административного судопроизводства РФ на сегодняшний день применяют только суды общей юрисдикции (!). Дополнительно см. статью «Оспаривание актов органов власти в сфере здравоохранения (общие положения)». При этом, интересно, что медицинская организация может столкнуться с КАС РФ не только при оспаривании актов органов власти, но и в ходе особого вида производства – по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке. Но это уже совсем другая история.

Признание ненормативного акта недействительным

Ненормативные правовые акты, т.е. не имеющие нормативного характера, или индивидуальные акты, имеют определенные особенности: содержат обязательные предписания (правила поведения), влекущие юридические последствия; не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера;

Данные акты должны быть приняты различными органами: Советом Федерации РФ, Государственной Думой РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, представительными органами власти краев, областей, органами местного самоуправления и местной администрацией, министерствами, ведомствами, налоговыми, таможенными, антимонопольными органами, должностными лицами.

Ненормативный правовой акт может приниматься указанными органами в форме указа, постановления, решения, распоряжения, приказа, предписания и др. Ненормативный акт может быть оформлен не только в виде отдельного документа. Он может быть выражен в виде резолюции на документе или выражаться в иной форме. Ненормативный правовой акт характеризуется тем, что он адресован конкретному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения.

Оспаривание ненормативных правовых актов

Например, требование уплатить налог, пени, штраф; предписание о прекращении нарушений требования закона; решение о предоставление земельного участка и т.п. Ненормативный правовой акт может быть оспорен не только лицом, которому он адресован, но и лицом, чьи права нарушены принятием этого акта. Ненормативный правовой акт может незаконно возлагать какие-либо обязанности либо создавать препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предметом рассмотрения в арбитражном суде по данной категории дел являются конфликты публично-правового характера, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношении субординации, т.е. власти и подчинения. Задачей суда здесь является разрешение спора о законности правового акта или действия властного органа (должностного лица).

В этой связи при рассмотрении данной категории арбитражных дел многие институты искового производства действуют с некоторыми ограничениями: не может предъявляться встречный иск, не допускается передача дела на разрешение третейского суда, существенные особенности имеют примирительные процедуры, обеспечительные меры и т.д.

Однако, необходимо иметь в виду, что глава 24 АПК не допускает оспаривание правовых актов, решений и действий органов управления хозяйственных обществ и иных организаций, например решений общего собрания, совета директоров или правления акционерного общества, поскольку такие споры носят не публичный, а частный, гражданско-правовой характер и поэтому подлежат рассмотрению по правилам искового производства

Обратиться в арбитражный суд с требованием о признании ненормативного правового акта недействительным, могут следующие лица: граждане, организации, прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, если по их мнению указанный ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не отвечают требованиям законодательства и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предлагаем ознакомиться:  Частная жалоба на определение мирового судьи Акты, образцы, формы, договоры Консультант Плюс

Органы прокуратуры, государственные органы и органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться по данной категории дел в защиту интересов других лиц.

Заявление о признании недействительным ненормативного акта рассматриваются в арбитражном суде, только если их рассмотрение не отнесено к подведомственности других судов.

  • по заявлению акционера о признании недействительным решения органа управления акционерного общества;
  • по заявлению гражданина о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя и т.п.

Ответчиками являются органы, которые приняли ненормативный акт, нарушающий права и законные интересы конкретных лиц. В качестве ответчиков могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления или местная администрация

В судебном заседании принимают участие заявитель, руководитель органа, принявшего оспариваемый акт, либо должностное лицо, совершившее оспариваемые действия, кроме того, в заседании вправе участвовать их представители.

Если же к моменту судебного заседания указанный орган ликвидирован или реорганизован, или должностное лицо уже не занимает прежнюю должность, арбитражный суд обязан привлечь к участию в деле органы, к компетенции которых относится восстановление нарушенных прав заявителя.

К примеру, по делу о признании недействительным акта регистрации прав на недвижимое имущество (при отсутствии спора о праве) в качестве заинтересованного лица может быть привлечен отдел федеральной регистрационной службы

В ходе судебного разбирательства арбитражный суд проверяет и оценивает представленные сторонами доказательства.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. При этом именно государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязано доказать законность оспариваемых актов, решений, совершения действий или бездействия.

Однако очевидно, что, в свою очередь, лицо, которое обратилось в суд с требованием о признании недействительным ненормативного акта государственных и иных органов, должно представить доказательства нарушения своих прав и законных интересов.

Для признания недействительным ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления, необходимо чтобы он одновременно не соответствовал действующему законодательству, и нарушал гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием

Оспаривание нормативных правовых актов

Если ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону и при этом нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, арбитражный суд должен удовлетворить заявленные требования признать такой акт полностью или частично недействительными, а решение или действие (бездействие) незаконными.

Правовое значение определения характера ненормативных правовых актов

В таких актах в значительной мере воплощается правоприменительная деятельность органов государственной власти, осуществляемая в сфере отношений, формирующих предмет гражданского права.

В сущности, ненормативные акты представляют собой одно из важнейших средств функционирования власти наряду со сделками и нормативными актами.

Правовой природе ненормативных правовых актов, их свойствам и разновидностям традиционно большое внимание уделяется в теории административного права. В меньшей степени этим вопросы находятся в проблемном поле цивилистики, что тем не менее не уменьшает значимость этих проблем.

Обусловлено это тем, что во многих случаях ненормативный акт, как это указано в пункте 2 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), лежит в основе возникновения гражданских прав и обязанностей .

Кроме того, эти акты зачастую являются элементом юридического состава с аналогичными правовыми последствиями.

Вполне очевидно, что названные акты органов государственной власти и местного самоуправления могут лежать в основе и других элементов динамики гражданского правоотношения, как и сделки.

Положения пункта 2 части 1 статьи 8 ГК РФ являются новеллой отечественного гражданского законодательства. До недавнего времени законодательство такого основания возникновения гражданских прав и обязанностей не предусматривало.

В статье 4 Гражданского кодекса РСФСР от 1964 года в качестве одного из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей были названы административные акты, причем здесь же законодатель выделил отдельную разновидность таких актов – акты планирования.

В свою очередь, в статье 3 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик также в качестве поименованных оснований возникновения гражданских прав и обязанностей законодателем были названы административные акты, порождающие в силу законодательства гражданско-правовые последствия.

Оспаривание ненормативных правовых актов по правилам АПК РФ

Он выделял группу административных актов, оказывающих прямое воздействие на возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений.

1) административные акты, которые являются самостоятельным юридическим фактом для гражданских правоотношений;

2) административные акты, которые входят в юридический состав фактов, взаимодействие с которыми приводит к наступлению определенных юридических последствий;

3) административные акты, влияющие на динамику гражданско-правовых отношений через административные правовые отношения .

Во вторую классификационную группу О.А. Красавчиковым были включены административные акты, оказывающие косвенное воздействие на возникновение, изменение или прекращение гражданско-правовых отношений. По этому классификационному основанию были выделены административные акты, выступающие в качестве предпосылок формирования определенных юридических составов, при этом не входя в них [12, с. 126].

Современная теория административного права, обращаясь к проблематике правовых административных актов, также полагает возможным одновременно описывать признаки административных актов, являющихся предпосылками для возникновения правоотношений, то есть собственно административно-правовых актов и административных актов, являющихся основанием возникновения правоотношений, то есть актов индивидуального правоприменения (см., например, [13, с. 204]).

Административные акты правоприменительного характера О.А. Красавчиков также разграничивал на акты оперативного управления и акты государственного контроля . О.А. Красавчиков полагал, что различие между названными видами административных актов состоит в том, что административные акты оперативного управления служат средством организации и направления гражданско-правовых отношений, предопределяют соответствующим образом и в известной степени существо и содержание этих отношений.

В свою очередь, административные акты государственного контроля служат средством выражения государственного отношения к тем или другим гражданско-правовым связям, складывающимся вне инициативы данного органа управления, содержание которых определяется в соответствии с законом самими сторонами гражданского правоотношения. (см. [12, с. 126]).

Юридическая помощь

Представленная в статье информация носит исключительно ознакомительный характер и не является полноценной юридической консультацией по конкретному вопросу (проблеме).

https://www.youtube.com/watch{q}v=Tr6Rv1Fe3VQ

При необходимости Факультет Медицинского Права окажет юридическую помощь медицинской организации (иной организации сферы здравоохранения), которая стала участником судебного спора с пациентом (и не только с ним, но и с любым другим лицом) или, наоборот, сама намеревается обратиться за судебной защитой своих прав и законных интересов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector