Понятие опеки и попечительства как институт гп

Глава 1. Опека и попечительство как институт права и законодательства 13

Отношения,
связанные с опекой и попечительством,
регулируются ГК РФ, Законом об опеке15
и принимаемыми в соответствии с ними
нормативными правовыми актами Российской
Федерации. Приоритет среди всех нормативных
правовых актов, регулирующих отношения,
возникающие в связи с установлением,
осуществлением и прекращением опеки
и попечительства, имеет ГК РФ.16

     Особенности
опеки и попечительства над несовершеннолетними
урегулированы СК РФ и принимаемыми в
соответствии с ним актами семейного законодательства.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytcreatorsru

     1)
по вопросам, прямо отнесенным к ведению
субъектов Федерации Законом об опеке.
Такие случаи названы в ст. 7, 8, 14, 16, 26, 27,
31 Закона;

2)
по вопросам, непосредственно не урегулированным
Законом об опеке. Так, например, законом
субъекта Федерации могут быть определены
порядок и формы так называемого психолого-педагогического
сопровождения семей, принявших детей
под опеку или попечительство по договору
(приемных семей, патронатных семей).17

Однако
в законах субъектов Российской Федерации
не могут присутствовать нормы гражданского
права, поскольку ст. 71 Конституции РФ
относит гражданское законодательство
к исключительной компетенции Российской
Федерации. В частности, субъекты Федерации
не вправе своими законодательными актами
регулировать права и обязанности, ответственность
сторон по договору о приемной или патронатной
семье (опека по договору, “платная”
опека).18

     В
соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона об опеке
нормы, которые содержатся в законах субъектов
Федерации и регулируют отношения, возникающие
в связи с установлением, осуществлением
и прекращением опеки и попечительства,
не должны противоречить Закону об опеке19.

1)
отношения по установлению опеки и попечительства,
возникающие с того момента, когда выявлено
в предусмотренном законом порядке нуждающееся
в опеке или попечительстве лицо и принято
решение о передаче его именно под опеку
(попечительство), а не, например, о помещении
под надзор специализированной организации
(детского дома, психиатрического учреждения
и пр.)20.

К
этой группе относятся предшествующие
установлению опеки отношения, которые
заключаются в отборе лиц, желающих принять
обязанности по опеке (попечительству),
и установлении соответствия этих граждан
требованиям, предъявляемым законом. На
данном этапе орган опеки и попечительства
обязан в кратчайшие сроки подобрать кандидатуру
опекуна или попечителя, а также проверить
обстоятельства, которые могут помешать
осуществлению опеки (попечительства)
кандидатом в опекуны21.

Кроме
того, в эту группу входят и отношения
по непосредственному установлению опеки
(попечительства), складывающиеся между
органом опеки и попечительства и конкретным
лицом, изъявившим желание стать опекуном
(попечителем). Кандидат в опекуны (попечители)
обращается к органу опеки и попечительства
с заявлением либо получает от него предложение
стать опекуном (попечителем). Завершаются
эти отношения назначением опекуна (попечителя);

2)
отношения по осуществлению опеки и попечительства.
Данные отношения длятся с момента установления
опеки и попечительства до момента их
прекращения. В них участвуют органы опеки
и попечительства, опекуны (попечители),
доверительные управляющие имуществом
подопечных, а в отдельных случаях и сами
подопечные.

3)
отношения, связанные с прекращением опеки
и попечительства. В целях максимальной
охраны интересов подопечного в институте
опеки и попечительства присутствуют
также нормы об основаниях, порядке и последствиях
прекращения опеки (попечительства). Поскольку
данная форма устройства граждан является
временной, Закон четко закрепляет причины,
по которым она прекратится23.

Предлагаем ознакомиться:  Равноцененность жилого помещения для опеки при продаже

К
этой группе отношений относятся также
и случаи, когда действиями или бездействием
опекуна (попечителя) или органа опеки
и попечительства личности или имуществу
подопечного причинен вред. Нормы об ответственности
за вред, причиненный подопечному, тоже
относятся к институту опеки и попечительства,
поскольку тесно связаны с осуществлением
опеки, надлежащим исполнением обязанными
лицами и органами возложенных на них
обязанностей24.

Статья
34 ГК РФ – одна из немногих статей Кодекса,
содержащих нормы публично-правовой природы.
Прежде всего в ней определены органы
опеки и попечительства как органы исполнительной
власти субъекта Российской Федерации.
Это положение дублируется в ст. 6 Закона
об опеке, а также в п. 2 ст. 121 СК РФ37.

В
названную статью, а также в ст. 121 СК РФ
Федеральным законом от 29 декабря 2006 г.
N 258-ФЗ “О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации
в связи с совершенствованием разграничения
полномочий”38 были внесены изменения.
Названный Федеральный закон передал
полномочия по организации и осуществлению
деятельности по опеке и попечительству
на уровень государственной власти субъектов
Российской Федерации с 1 января 2008 г.

До
указанной даты органами опеки и попечительства
являлись органы местного самоуправления,
несмотря на то, что в действительности
органы опеки и попечительства при осуществлении
своих функций всегда выполняли задачи
общефедерального, государственного масштаба
– прежде всего задачи охраны прав детей,
оставшихся без попечения родителей, а
также обеспечения выживания иных особых
категорий граждан (страдающих психическими
расстройствами или иными тяжелыми заболеваниями,
затрудняющими самостоятельную защиту
своих интересов).39

ВВЕДЕНИЕ

В
XX
веке в России произошли кардинальные
изменения в социально-экономическом
строе. Отказ от идеологии социализма
повлек за
собой
изменение положения личности в обществе.
С одной стороны,
человек
стал более свободным, но с другой –
социальная забота о личности
значительно снизилась.

Одной
из форм социальной заботы о гражданах,
особо нуждающихся
в ней, является установление опеки или
попечительства.

Вопросы
устройства детей, оставшихся без
попечения родителей, исторически
привлекали внимание государства и
общественности. За последние
годы данная проблема приобрела особую
актуальность, проявлением
которой стали разработка и принятие
Федерального закона от

24
апреля 2008 г. №48-ФЗ
«Об опеке и попечительстве». Основной
целью
совершенствования традиционной системы
устройства детей, оставшихся
без попечения родителей, является
обеспечение и гармонизация
интересов ребенка и лица, взявшего его
на воспитание.

Понятие опеки и попечительства как институт гп

Опека
(попечительство), с одной стороны, дает
возможность устроить
судьбу ребенка в условиях, приближенных
к проживанию в семье,
с другой – представляет возможность
устанавливать контроль за соблюдением
прав и интересов граждан.

Потребность
в принятии закона об опеке и попечительства
была обусловлена необходимостью не
только введения новых правил правовой
регламентации
соответствующих отношений, но и
унификации в этой части
законодательных актов субъектов РФ.
Внедрение на уровне субъектов
иных форм устройства детей, оставшихся
без попечения родителей,
породило противоречия в правовом
регулировании схожих форм
воспитания детей либо наоборот,
формальное дублирование законов.

Предлагаем ознакомиться:  Кому переходит наследство если никто не вступил в наследство в 2020 году

Принятие
специального закона позволило разрешить
множество вопросов, но многие новеллы
и механизм их реализации нуждаются в
теоретическом
осмыслении. Применение различных форм
воспитания детей,
оставшихся без попечения родителей,
создало условия для формирования
самостоятельных правоотношений между
ребенком и
лицами,
принявшими на себя обязательства по
его воспитанию.

Признание
опеки и попечительства в качестве
основной формы устройства
детей, оставшихся без попечения
родителей, а также приемной и патронатной
семей – ее разновидностями, обусловило
необходимость исследования новых
положений законодательства с целью
определения степени
их эффективности.

Вопрос
о правовой природе опеки и попечительства
периодически подвергается
исследованию в науке гражданского и
семейного права2.
Приэтом
объектами внимания , выступают различные
аспекты правовой регламентации
соответствующих отношений: правовое
положение опекуна (попечителя)
и подопечных;

Дискуссионным
остается вопрос непосредственно о
правовой природе
названного института, а именно: это
гражданско-правовой, семейно-правовой
либо комплексный институт. Последнее
реформирование
системы опеки и попечительства, повлекшее
за собой внесение изменений и в
гражданское, и в семейное законодательство,
обусловило множество новых вопросов
и только усилило актуальность
предпринятого
исследования.

     1.3. Задачи института
опеки и попечительства

Ст.
31 ГК РФ очерчивает наиболее важные задачи
опеки и попечительства. Более подробно
они определены в Законе об опеке. Задачи
института предопределены назначением
опеки и попечительства как индивидуальных
форм устройства граждан. Центральная
из них – защита прав и интересов граждан,
находящихся под опекой и попечительством.

Все действия, предпринимаемые как опекуном
или попечителем, так и органами опеки
и попечительства и другими органами,
организациями и лицами, должны быть направлены
на обеспечение прав и интересов находящегося
под опекой или попечительством гражданина.
Этой задачей обусловлено содержание
комплекса прав и обязанностей опекунов
и попечителей, органов опеки и попечительства,
ею предопределены и нормы об ответственности
указанных субъектов25.

Столь
же важной является задача обеспечения
своевременного выявления лиц, нуждающихся
в установлении над ними опеки или попечительства,
и их устройства. Эта задача носит организационный
характер, и ее осуществление требует
усилий органов государственной власти
и местного самоуправления, поскольку
недостатки в психической деятельности
лица или малолетство, как правило, не
позволяют гражданину самому обратиться
за помощью и попросить организовать его
устройство26.

Обеспечить
своевременное выявление недееспособных
или не полностью дееспособных граждан
весьма нелегко в условиях, когда законодательством
практически не предусмотрена ответственность
граждан и должностных лиц за неоказание
лицам, нуждающимся в установлении опеки,
необходимой помощи. Статья 5.

36 Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях27 (далее – КоАП)
позволяет привлекать к ответственности
руководителей учреждений, в которых находятся
дети, оставшиеся без попечения родителей,
либо должностных лиц органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
или органов местного самоуправления
в случаях, когда перечисленные субъекты
располагают сведениями о несовершеннолетнем,
нуждающемся в устройстве в семью или
в организацию для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.

Обеспечение
достойного уровня жизни подопечных представляет
собой организацию мер, направленных на
удовлетворение бытовых потребностей
подопечного лица: в жилье, пище, одежде,
медицинском уходе и пр., как основы его
нормальной жизнедеятельности. По общему
правилу опекуны и попечители обеспечивают
содержание подопечных за счет самих подопечных,
однако большинство недееспособных или
не полностью дееспособных лиц не имеют
достаточных средств к существованию28.

Предлагаем ознакомиться:  Что нужно чтобы взять под опеку ребенка из дома малютки

В связи с этим деятельность органов государственной
власти должна быть направлена на выявление
потребностей подопечных и обеспечение
их удовлетворения. При этом необходимо
помнить, что важную роль в обеспечении
достойного уровня жизни подопечных могут
сыграть различные формы благотворительной
деятельности.

В
настоящее время специальные виды пособий
в связи с пребыванием под опекой или попечительством
предусмотрены исключительно для несовершеннолетних
подопечных. В соответствии со ст. 148 СК
РФ29 в редакции Федерального закона
от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ30 дети, находящиеся
под опекой или попечительством, имеют
право на содержание, денежные средства
на которое выплачиваются ежемесячно
в порядке и в размере, которые установлены
законами субъектов Российской Федерации,
за исключением случаев, если опекуны
или попечители назначаются по заявлениям
родителей в порядке, определенном ч. 1
ст. 13 Закона об опеке. Указанные денежные
средства расходуются опекунами или попечителями
в порядке, установленном ст. 37 ГК РФ.

     Таким
образом, дети, находящиеся под опекой
или попечительством, а также воспитывающиеся
в приемной или патронатной семье, имеют
право на вышеназванное пособие.

     В
иных случаях государственная поддержка
лиц, находящихся под опекой или попечительством,
может осуществляться на основании Федерального
закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ “О государственной
социальной помощи”31.

Обеспечение
государственной поддержки исполнения
опекунами, попечителями и органами опеки
и попечительства возложенных на них полномочий
– особенно актуальная задача. В настоящий
период число лиц, нуждающихся в устройстве,
значительно превышает число граждан,
имеющих возможность осуществлять социальную
заботу32.

Меры государственной поддержки
должны быть разнообразны, а выбор конкретной
меры по отношению к тому или иному лицу
должен носить индивидуальный характер
и зависеть от интересов, которые руководят
лицом при осуществлении опеки. Безусловно,
при безвозмездном осуществлении опеки
(попечительства) в большей степени должны
применяться положительные правовые последствия
как имущественного, так и неимущественного
характера. Такое поощрение может иметь
и значение стимула для установления опеки
(попечительства)33.

Обеспечение
государственной поддержки физических
и юридических лиц, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления, осуществляющих
деятельность по защите прав и законных
интересов подопечных, и стимулирование
такой деятельности обозначены в Законе
об опеке34 как одна из основных задач
государственного регулирования деятельности
по опеке и попечительству35.

Представляется,
что эта задача поставлена на будущее,
так как ее выполнение состоит во всемерной
поддержке не только опекунов, попечителей
и органов опеки и попечительства, но и
всех иных лиц, органов и организаций,
которые своей деятельностью способствуют
сокращению числа детей, оставшихся без
попечения родителей, а также защите прав
и интересов всех категорий подопечных36.

     Таким
образом, опека и попечительство, будучи
институтами, прежде всего гражданского
права, носят комплексный характер, поскольку
отношения, возникающие в сфере их действия,
регулируются также нормами гражданско-процессуального,
административного, международного права.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector