Порядок государственной регистрации сервитутов

Инструкция по проведению

Поскольку вопрос касается обременения недвижимого имущества, то госрегистрация является обязательной. Это положение предусмотрено и ГК и ФЗ N 129.

Публичный:

  • заявление органа госвласти, который издал о наложении сервитута;
  • документы, определяющие статус властного органа;
  • закон или нормативный правовой акт, устанавливающий публичный сервитут;
  • подтверждение вынесения вопроса на слушания общественности (дата, месяц, год и место проведения) и его законность;
  • кадастровые данные на землю с указанием объема действия сервитута, если он устанавливается только на часть площади;
  • план земельного надела с координатами.

Частный:

  • заявление любой из сторон;
  • подтверждение оплаты госпошлины;
  • правоустанавливающие бумаги на конкретную недвижимость, где оформляется сервитут;
  • договор по данному обременению;
  • выписки из Росреестра;
  • нотариально заверенное согласие всех сособственников земельного участка.

Если основанием для обременения выступает судебное решение, то необходимо представить его заверенные копии с отметкой о вступлении судебного акта в законную силу.

Как для публичных слушаний, так и для судебной инстанции потребуется уважительная причина для положительного решения вопроса в пользу сервитута, поскольку обременение касается имущества, которое не принадлежит заявителю или истцу и может существенно ограничить права владельца на собственность.

И если при обременении, ограниченном временными рамками, с владельцем участка можно договориться, то при бессрочном это сделать значительно сложнее, особенно при его частной форме.

Пошлина на госрегистрацию сервитутов:

  • 1500 для физлица;
  • 6000 для юрлица.

Мы выяснили, что сервитуты подлежат государственной регистрации. Для её прохождения нужно предварительно оформить и собрать ряд документов. Причем данный список будет различаться в зависимости от вида сервитута и сторон, которые участвуют в этой сделке. Для внесения документов в Росреестр достаточно присутствия одной стороны.

Если документы будет передавать в регистрационную службу третье лицо, то на него должна быть оформлена доверенность на представление интересов одной из сторон. Ее обязательно должен заверить нотариус. При подаче документации нужно предоставить эту доверенность и паспорт лица, на которого она оформлена.

Законодательные акты

Фото 1

Основные моменты, устанавливающие условия действия сервитута, расписаны в статьях Земельного и Гражданского кодексов. Из них становится ясно, подлежат ли государственной регистрации сервитуты.

  1. Постановка на учет по установлению ограничения земли в Единый государственный реестр прав является обязательной в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», что прописано в 23 статье ЗК РФ. Необходимо, чтобы одна из сторон сделки оформила заявку на регистрацию. Для публичного обременения дополнительно нужно разрешение муниципалитета или местной администрации.
  2. В этой же статье упоминается о том, что отсутствие прав владения на землю не является причиной отказа введения сервитута. При таких обстоятельствах необходимо будет оформить документацию права на собственность, и после этого зарегистрировать обременение участка.
  3. Необходимость внесения в список Росреестра сделки, связанной с введением обременения земельной территории, расписана также в статье 23 ЗК.

Таким образом, сервитут подлежит государственной регистрации как сделка, связанная с введением обременения. Регистрация сервитута это не просто формальность, это действие определенное законодательством РФ.

Документы

Все основные положения сервитута отражаются в следующих документах:

  • договор;
  • выписка из реестра.

При его публичном варианте, помимо указанного выше, информация наличествует в:

  • справке о проведенных публичных слушаниях;
  • нормативном или законодательном акте.

Если обременение было срочным, но стороны решили отказаться от него досрочно, то, помимо совместного заявления, необходимо будет предоставить дополнительное соглашение о прекращении обременения.

Образцы и бланки

Соглашение между сторонами в обязательном порядке должно включать следующие положения:

  • указания конкретного вида обременения;
  • границы обременения, если это касается не объекта целиком;
  • кадастровый номер недвижимости;
  • права обременяющей стороны и владельца;
  • условия денежной или иной компенсации владельцу за неудобства;
  • обязанности сторон;
  • срок действия договора.
Предлагаем ознакомиться:  Какие документы нужны для регистрации автомобиля в ГИБДД

В приложение к договору:

  • карта с указанием участка на местности;
  • копии правоустанавливающих документов.

При публичном сервитуте к договору прилагаются нормативный акт его узаконивающий и выписка о его принятии на бланке госоргана.

Текст соглашения по конкретному объекту на его соответствие требованиям законодательства можно проверить у юриста.

Перечень градостроительных ограничений

При оформлении в Росреестре сервитута учитывается перечень градостроительных ограничений, зафиксированный в соответствии с письмом Госстроя РФ от 20.03.2000 НМ-10822. Ограничения устанавливаются из-за следующих причин:

  • Порядок государственной регистрации сервитутовзапрет изменения функционального использования земли, сохранение насаждений, запрет мероприятий, приносящих вред здоровью человека;
  • установление лимита пользования земельным участком из-за нахождения на нем сооружений, не являющихся собственностью владельца участка;
  • ограничения на участки, находящиеся в зоне охранной территории, а также земли с памятниками истории, археологии.

Методические рекомендации о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки

Практика по этой категории дел очень разнообразна.

Публичный вид

При продаже или передаче в долгосрочную аренду гражданам или коммерческим структурам государственных (муниципальных) земельных участков, имеющих выход к водоемам, устанавливаются сервитуты. Их целью является дать возможность широкому кругу лиц посещать водоем и отдыхать на берегу.

Так, например, в ноябре 2016 года районный суд Алтая вынес решение, которым возложил обязанность на коммерческую структуру, получившую права аренды на земельный надел сроком в 49 лет, провести со своими субарендаторами разъяснительную работу, поскольку последние в «своих личных интересах ограничили доступ населения к водному объекту федерального значения».

Возможность доступа была предоставлена всем желающим путем учреждения публичного сервитута. Но субарендаторы установили забор, пункт пропусков на месте нахождения обремененного участка, чем грубо нарушили требования законодательства.

Решение, прямо скажем, мягкое. Но при повторном нарушении к нарушителям могут быть приняты более жесткие меры.

Фото 2

В этом случае обращения направляются в прокуратуру и местную администрацию с тем, чтобы на собственника наложили обязательства предоставить доступ к местам отдыха, назначили слушания и обсуждения, установили сервитут.

Частный вид

Здесь в основном вопросы касаются споров между соседями о невозможности одного из них добраться до своего дома, гаража или поля никаким иным образом, кроме как через землю соседа.

В обзоре судебной практики, утвержденной Президиумом ВС РФ в апреле прошлого года отмечено, что в такой ситуации граждане имеют все основания требовать сервитута.

Ситуации подобного рода очень конфликтные, а дела – оценочные. Иногда их удается решить с помощью авторитета местной администрации.

Нередко встречаются споры, когда после раздела участка коммуникации нескольких собственников оказываются на площади одного.

Судом было отказано истцам в установлении сервитута на участок, где располагались септиковые системы на том основании, что они технически могут быть перенесены на участки их владельцев. Вышестоящая инстанция оставила решение суда без изменения.

Фото 3

Досудебной подготовки по таким спорам не требуется.

Обращаясь в судебные инстанции, следует иметь в виду, что при рассмотрении вопроса по существу будут определяться все условия обременения, в том числе:

  • маршруты проездов;
  • проходов.

Чтобы он соответствовал обоюдным интересам истца и ответчика, его условия не были обременительным для собственника. При разрешении споров, касающихся отдельных положений обременения, могут потребоваться специальные знания, что предполагает назначение экспертиз. Их проведение будет осуществляться за средства истца.

ПРИКАЗ

от 26 июля 2004 года N 132

Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки

(с изменениями на 19 января 2005 года)____________________________________________________________________Утратил силу на основании приказа Минюста России от 27 января 2016 года N 16____________________________________________________________________

Предлагаем ознакомиться:  Помощь погорельцам: размеры выплат в 2020 году

____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: приказом Минюста России от 19 января 2005 года N 4. ____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 “Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, пунктом 4 раздела 6 Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 273 “Об утверждении Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, приказываю:Утвердить прилагаемые Методические рекомендации о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки.

Фото 4

МинистрЮ.Я.Чайка

УТВЕРЖДЕНЫприказом Министерства юстицииРоссийской Федерацииот 26 июля 2004 года N 132

(с изменениями на 19 января 2005 года)

I. Общие положения

1. Методические рекомендации о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки (далее – Рекомендации) разработаны на основании и в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации* (далее – Кодекс), Земельным кодексом Российской Федерации** (далее – Земельный кодекс), Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”*** (далее – Закон), Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 “Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним”**** (далее – Правила ведения ЕГРП), Федеральной программой поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 273 “Об утверждении Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”*****, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Законом.

________________ * Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301; 1996, N 5, ст.410; 2001, N 49, ст.4552.** Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2003, N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 27, ст.2711 (сноска в редакции приказа Минюста России от 19 января 2005 года N 4.

*** Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3594; 2001, N 11, ст.997; 2001, N 16, ст.1533; 2002, N 15, ст.1377; 2003, N 24, ст.2244; 2004, N27, ст.2711; 2004, N 30, ст.3081; 2004, N 35, ст.3607; 2004, N 45, ст.4377, Российская газета, 30.12.2004, N 290; 31.12.2004, N 292 (сноска в редакции приказа Минюста России от 19 января 2005 года N 4.

2. Государственная регистрация сервитутов на земельные участки проводится в порядке, установленном Законом, Правилами ведения ЕГРП, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Законом.

3. К отношениям, возникающим при государственной регистрации сервитутов на земельные участки, применяются также иные нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации, изданные в порядке реализации полномочий в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

4. Сервитут – это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества (статья 1 Закона). Сервитут является вещным правом (пункт 1 статьи 216 Кодекса). Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения (статья 1 Закона).

5. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством (пункт 1 статьи 23 Земельного кодекса). Согласно пункту 1 статьи 274 Кодекса собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Предлагаем ознакомиться:  Образец приказа о пролонгации учетной политики

Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования (пункт 4 статьи 274 Кодекса). Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 Кодекса).Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (пункт 2 статьи 23 Земельного кодекса). В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (пункт 7 статьи 23 Земельного кодекса).

Регистрация отмены сервитута

При ситуациях, когда причина, по которой принимался сервитут, отпала, или после введения ограничения на участок землю стало нельзя использовать по целевому назначению (статья 276 ГК), необходимо провести процедуру по отмене действия сервитута одним из следующих способов:

  1. Заключение соглашения на добровольной основе с участием двух сторон.
  2. Наступление окончания срока действия ограничения.
  3. Передача процедуры об отмене на рассмотрение в судебную инстанцию в одностороннем порядке. При этом сторона, обращающаяся в суд должна предоставить:
    • подтверждение того, что основание для использования ограничения отпали;
    • иск о снятии обременения с участка;
    • соглашение о введении сервитута.

Инструкция по отмене сервитута в Росреестре:

  1. Происходит сбор требуемых для отмены документов.
  2. Составление заявления в Росреестр о снятии сервитута с земельного участка.
  3. Вместе с остальными документами заявление подается на рассмотрение.
  4. Через 7 дней стороны информируются о решении.

Датой фактического снятия с земли обременения считается дата внесения записи в Росреестр.

Обременение на участке земли вступает в силу с момента внесения на учет в Единую государственную службу реестра. Только при таких обстоятельствах сервитут считается введенным на землю.

Произвести регистрацию земельного сервитута можно, если есть на руках такие документы для совершения записи в реестре как договор, правовой акт или решение суда. Также при отпадении необходимости обременения земли можно произвести снятие сервитута также в Росреестре.

Надеемся, что данный материал был вам полезен и вы теперь знаете подлежит ли сервитут обязательной государственной регистрации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Важные моменты

Не может быть установлен сервитут для целей доступа:

  • к самовольной постройке;
  • к строящемуся объекту, являющемуся самовольной реконструкцией здания;
  • к подлежащему сносу строению;
  • когда владелец собственными постройками закрыл или сузил проезд, после чего стал требовать допуска на соседский участок.

https://www.youtube.com/watch{q}v=kNQfgLV9Ce4

Юристы иногда рассматривают возможность наложения сервитута при долевой собственности на квартиру, в которой одна из комнат проходная. Но это больше в теории. На практике не встречаются случаев закрепления за лицом права владения на проходную комнату. А долевая собственность не предполагает четкого закрепления комнат за совладельцами, именно в силу того, что в конкретном жилом помещении выдел каждому жилплощади в соответствии с нормами ЖК не представляется возможным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector