Порядок проведения судебного заседания по ДТП

Примеры из судебной практики

Большую практическую пользу попавшему в такую беду человеку принесут уже состоявшиеся судебные акты по схожим случаям. Рассмотрим наиболее интересные судебные дела по ДТП.

Они действительно встречаются. Рассмотрим пример: водитель Б., выезжая со второстепенной дороги, не предоставил преимущество водителю С., который ехал по дороге главной. Результат — автомобиль С. съехал в кювет и опрокинулся. Между тем прямого столкновения между ними не было. Тем не менее нарушитель Б. был признан виновником этой аварии. Последний решил оспорить решение суда и проиграл.

https://www.youtube.com/watch{q}v=45G-zjs-kLw

Вывод: бесконтактная авария не лишает пострадавшего права на денежную компенсацию. Если же виновник ДТП вообще нигде не застрахован, требовать денег придется непосредственно с него.

Ежегодно регистрируются ДТП, виновником которых стала недобросовестная работа дорожных служб (например, не нормативно глубокая яма). Как быть в таком случае{q}

В первую очередь задокументировать факт такой аварии. Для этой цели следует вызвать инспектора ГИБДД, который составит акт о дефектах в состоянии дороги. Конечно, сначала он проверит, не нарушил ли сам водитель правила движения. Иначе ремонт авто придется оплачивать самостоятельно.

Так, однажды Ш. обратилась в ООО «…» с денежным требованием за повреждение её авто на необработанной от гололеда дороге. Суд ей отказал с такой мотивировкой: Ш. выбрала неподходящую скорость для движения по заснеженной и скользкой дороге, в результате чего и случилась авария. Вот так дорожные службы избежали ответственности.

Смертельный исход — самое страшное последствие ДТП. Виновника может ожидать уголовная ответственность после аварии. Но в каждом конкретном случае все зависит от обстоятельств происшествия.

Так, водитель Ю. ночью насмерть сбил пешехода Б. Однако, уголовное дело не возбуждалось, поскольку пешеход был пьян, а дорогу решил перейти, минуя пешеходный переход. Водитель просто не мог избежать столкновения, но при этом двигался без нарушения правил. Гражданский суд впоследствии взыскал с Ю. денежные средства как компенсацию за моральные страдания, которые испытали родственники погибшего.

Обоюдная вина

Еще один интересный случай: оба участника ДТП оказались нарушителями и одновременно спровоцировали аварию.

Как правило, судебная практика по ДТП, в котором виноваты сразу все водители, складывается из требований определить степень вины каждого из виновников. От этого зависит напрямую размер денежного возмещения, которое каждый из водителей получит от страховых компаний.

К. подал исковое заявление к Г. и страховой компании «..», попросив суд установить вину свою и Г. и взыскать соответствующую сумму в качестве ущерба. Разобравшись в обстоятельствах, судья решил, что вина каждого составляет 50%, поэтому обязал страховую выплатить К. ровно половину от стоимости ремонта.

Если в ДТП пострадали люди, оправившись от своих травм, они имеют право потребовать с зачинщика деньги, потраченные на лечение или восстановление, а также за причиненные страдания. Возмещение было назначено по размеру реальных затрат, а моральную компенсацию сложно подсчитать, её размер определяется на усмотрение судьи.

Неумышленное ДТП

Порядок проведения судебного заседания по ДТП

Под фразой «Неумышленное ДТП» скрывается неумышленное оставление места аварии автовладельцем, наказание за которое можно изучить в соответствующей статье.

Оформление ДТП при неотчётном происшествии

Если нет погибших и раненых, то на место аварии прибывает инспектор ДПС, который должен выполнить следующие действия:

  • собрать письменные объяснения участников аварии и показания свидетелей;
  • сделать осмотр места столкновения автомобилей и их повреждений;
  • составить схему ДТП;
  • составить протокол о нарушении ПДД и справку о ДТП с описанием всех повреждений;
  • в зависимости от обстоятельств дела и выяснения истинного виновника ДТП инспектором выносится постановление о правонарушении или постановление по дальнейшему расследованию дела.
    К делу должны прилагаться вещественные доказательства. Если у инспектора возникнут подозрения по поводу трезвого состояния участников ДТП, то он может направить их на медицинское освидетельствование. Данная процедура не является обязательным действием для разбирательства дела.

На данном этапе большое значение имеет правильность и полнота составления документов, информация в которых будет основанием для определения виновника ДТП и назначения административного наказания за совершённое правонарушение. Поэтому участникам происшествия важно проконтролировать, чтобы инспектор в полном объёме внёс все обстоятельства столкновения и правильно истолковал событие, не допуская ошибок и искажений.

Если в результате ДТП имеются жертвы или нанесён ущерб здоровью людей, то место аварии приезжает опергруппа, состоящая из инспектора ГИБДД, специалиста по криминалистике и розыску, следователя. Оперативная группа проводит осмотр места аварии и готовит следующие документы:

  • протоколы результатов осмотра места происшествия и состояния автомобилей участников аврии;
  • схему ДТП;
  • объяснительные записки участников ДТП и свидетелей аварии;
  • справку о ДТП;
  • акт тестирования водителей на употребление алкоголя и наркотических веществ.

В дальнейшем собранные материалы дела передаются дознавателю ГИБДД, который анализирует присутствие признаков преступления в действиях виновника ДТП и по их результатам выносит решение о квалификации дела как административного или уголовного. В первом случае происходит оформление инцидента, как административного нарушения с вынесением постановления о привлечении к ответственности по определённой статье КоАП.

Решение об открытии уголовного производства принимает прокурор или начальник следственного отдела. Известно, что не все заведённые уголовные дела доходят до суда. При отсутствии человеческих жертв и примирении сторон с выплатой морального и материального ущерба потерпевшим следователь может прекратить открытое уголовное дело в процессе расследования.

Предлагаем ознакомиться:  Приватизация без согласия одного из жильцов

Привлечение к административной ответственности автоматически отменяет уголовную ответственность и наоборот. Границу между ними определяет тяжесть понесённых пострадавшим телесных повреждений, которая по уголовному законодательству подразделяется на лёгкую, среднюю и тяжёлую степень. При наличии тяжкой степени телесных повреждений наступает уголовная ответственность.

Осмотр полученных потерпевшей стороной телесных повреждений производится судмедэкспертом, который и определяет степень их тяжести и указывает её в своём заключении. Заключение судмедэкспертизы обязательно должно быть приложено к уголовному делу. Любая ответственность действительна только после вынесения соответствующего постановления ГИБДД или решения суда и начинает действовать после окончания 10-дневного срока на их обжалование.

С даты вынесения определения на расследование ДТП отводится, как правило, 1 месяц. Но в некоторых случаях время для проведения расследования может увеличиваться. Если авария произошло без пострадавших, то сроки расследования могут продлить еще на 1 месяц. Следовательно, общее время расследования будет 2 месяца с момента вынесения определения ДТП.

Если время расследования увеличивается, то следователем подписывается акт на продление, в котором указывается:

  • причины продления;
  • фамилия и должность лица, продлившего расследования;
  • время и место;
  • пишется  дата, до которой продлевается разбирательство;
  • подпись руководителя подразделения.

Копия этого документа рассылается всем участникам аварии. До момента завершения расследования страховые выплаты на выплачиваются.

Как проходят суды по ДТП

После ДТП любого человека интересует, как проходят судебные разбирательства по таким делам. Выше уже отмечалось, что тут возможны три варианта развития событий.

  1. Если речь идет об оспаривании протокола о дорожном происшествии, тяжба относится к административному судопроизводству. Рассматривая такие дела, судья выясняет у всех участников аварии, как все произошло, кто и где в этот момент находился и т. д. Именно на основе всех установленных в заседании фактов и принимается решение о том, прав был инспектор или нет, действительно ли виновен назначенный виновным водитель. Шансы восстановить справедливость, если инспектор незаконно применил к невиновному водителю наказание, конечно, есть. Но не стоит забывать, что, например, в отношении пьяных водителей суды придерживаются очень жесткой позиции. Процент успешно оспоренных протоколов по такой статье КоАП РФ ничтожно мал.
  2. Все заявления о денежных возмещениях рассматривают гражданские суды. Их еще называют судами общей юрисдикции. Чаще всего это иски водителей к своим страховым компаниям, которые экономят и платят недостаточную для ремонта автомобиля сумму. Какие здесь особенности{q} Поскольку требования денежные, их размер придется обосновать, причем документально. В случае страховых нужно заключение оценщика на ремонт или чек из автосервиса. Требуете с виновника деньги на лечение — предоставьте копии медицинских бумаг. Есть только одно исключение — моральный вред. В этом случае решение выносит суд.
  3. Рассмотрение уголовных дел существенно отличается, поскольку решается судьба человека, совершившего смертельное ДТП. Само уголовное разбирательство в силу закона длится дольше, суд скрупулезно выясняет все обстоятельства, допрашивает и участников, и свидетелей. Большую роль играют вопросы толкования закона применительно к конкретной ситуации. Поэтому основной совет на такие случаи — не стоит отказываться от профессиональной помощи адвоката.

Любой из этих судебных процессов по ДТП складывается из следующих этапов:

  • подача заявления (иска, жалобы), в уголовных делах — передача обвинительного заключения с делом в суд;
  • непосредственно разбирательство: установление фактов, допросы, экспертизы;
  • судебный акт (постановление, решение или приговор).

Независимо от сути дела по ДТП судом всегда разбираются фактические обстоятельства аварии. Именно они определяют дальнейшую судьбу требований сторон.

Каждый автомобилист может стать участником дорожно-транспортного происшествия. Основная проблема пострадавшего – урегулирование всех вопросов с уполномоченными лицами и получение возмещения за ущерб, причиненный в результате аварии.

Большинство споров, возникающих в результате столкновения транспортных средств, рассматриваются в суде.

Если между сторонами-участниками происшествия возник спор, разрешить который можно только в суде, нельзя обойтись без проведения судебной экспертизы. Только в результате этой процедуры у пострадавшего собственника транспортного средства появляется возможность определить, какова реальная стоимость причиненного ущерба.

Экспертиза важна не только для пострадавшего, но и для виновника аварии. Благодаря ей, автомобилист может получить смягчение своей виновности и уменьшения ответственности, если у него есть сомнения относительно суммы возмещения, заявленной пострадавшей стороной.

Судебное разбирательство – это крайняя мера, к которой необходимо приходить только в том случае, если разрешить проблему мирными способами не удалось.

Предлагаем ознакомиться:  Образец заявления на вид на жительство при неофициальном заработке

ДТП по вине дорожных служб

Досудебный порядок урегулирования разногласий со страховой компанией – отправить на ее адрес письменную претензию, в которой содержится обоснование требований для получения предусмотренного договором страхового возмещения.

В том случае, если на письменную претензию будет отвечено отказом, или она будет проигнорирована, автомобилист должен обратиться в суд для защиты своих нарушенных прав.

Собственник транспортного средства может обратиться с исковым заявлением, как в сторону своего страхового объекта, так и в сторону виновника дорожно-транспортного происшествия.

В соответствии с нормами действующего российского законодательства, страховая компания может компенсировать своему клиенту только 120 тысяч рублей (если у автовладельца заключен договор на полис ОСАГО без дополнительных услуг).

Если ремонт обходится пострадавшему водителю в большую сумму, взыскать ее остаток он может только у виновника дорожно-транспортного происшествия.

К исковому заявлению обязательно нужно приложить документацию. Особую роль играет акт о проведении оценки транспортного средства, в котором указан реальный ущерб, причиненный автомобилю.

В тексте искового заявления и в заключении, выданном экспертом, обязательно должна содержаться информация о полном расчете суммы необходимого к выдаче страхового возмещения.

В большинстве случаев собственники транспортных средств недовольны решением, принятым экспертами страховой компании. Кроме того, такой же результат может ждать собственника автомобиля и после проведения судебной экспертизы.

Чтобы сравнить сумму страховой выплаты, предложенной судебными и страховыми специалистами с реальной стоимость возмещения причиненного транспортному средству ущерба, собственник авто может обратиться к независимому эксперту для проведения оценки.

ДТП со смертельным исходом

Помимо искового заявления, собственник транспортного средства должен собрать некоторые дополнительные документы, которые будут являться доказательствами нарушения его прав.

  1. Заключение экспертизы по ДТП.
  2. Доказательства по делу.
  3. Документы на транспортное средство.
  4. Показания свидетелей.
  5. Свой паспорт.

Чтобы доказать в суде свою правоту, автомобилист должен придерживаться определенного порядка действий.

  1. Прежде всего, истец должен записать цель, которой он хочет достичь по окончании судебного разбирательства. Во время заседания всех участников процесса переполняют эмоции, при которых они могут просто забыть то, чего именно они хотели добиться. В качестве целей может быть: мировое соглашение, частичное удовлетворение иска, победа в заседании.
  2. Второй шаг – подготовка к судебному разбирательству заранее. Автомобилист должен задуматься о том, как правильно он будет преподносить судье материалы по делу о ДТП. Для судебного заседания не имеет значения, что истец уверен в своей правоте. Важно, чтобы у него была возможность доказать и аргументировать свою точку зрения.
    В качестве доказательств может быть представлены письменные и вещественные материалы – записи на камере, записи на аудионосителях, показания эксперта или свидетелей.
  3. Если у истца нет возможности получить доказательства, он может подать соответствующее ходатайство об их истребовании. При этом к этому документу обязательно необходимо приложить доказательства, подтверждающие, что автомобилист не имеет возможности истребовать доказательства самостоятельно.
  4. Следующий шаг – заранее изучить особенности проведения гражданских судов по делам о дорожно-транспортных происшествиях. Важно не только узнать механизм проведения судебного разбирательства, но и уметь анализировать участников судопроизводства.
  5. Немаловажное значение имеет приглашение на судебное заседание свидетелей случившегося для дачи показаний. Именно от них может зависеть исход всего дела. Согласовать такой визит для незаинтересованного лица достаточно сложно, вряд ли кто-то из случайных свидетелей согласится тратить свое время на посещение суда, к тому же, слушание может ни по одному разу переноситься.
    Стоит помнить о том, что в качестве свидетеля могут выступать пассажиры автомобиля.

Можно предложить свидетелям взаимовыгодные условия сотрудничества, чтобы убедить их явиться в суд для дачи показаний.

Расскажу всё об административном расследовании ДТП: когда проводится, зачем нужно и какие сроки установлены

Приветствую всех, это Кулик Илья. Как вы понимаете, не всегда при дорожной аварии ясно, кто и в чём виноват. А выяснить это необходимо, ведь виновник должен понести наказание, и нельзя, чтобы был наказан невиновный.

https://www.youtube.com/watch{q}v=A-stbYxJSUE

Поэтому для выяснения обстоятельств происшествия назначается административное расследование ДТП, в процессе которого будет определяться факт правонарушения. В каких случаях его проводят, как проходит расследование и какое значение имеют его итоги для участников аварии, я расскажу вам в сегодняшней статье. Поехали!

Инспектор имеет право при обнаружении противоправных поступков:

  • вынести постановление об административном правонарушении. Это возможно, только когда положенное наказание – штраф или предупреждение. Другие меры может применить только суд. А также этот документ не оформляется, если лицо, подлежащее ответственности, не согласно с обвинением или применяемой к нему мерой, или оно является несовершеннолетним или служащим по призыву;
  • оформить протокол об АП. То есть зафиксировать факт совершения АП. Наказание определяется позже;
  • вынести определение о возбуждении административного дела и проведении расследования;
  • вынести определение об отказе в возбуждении дела. Бывает, когда состава правонарушения не обнаружено.

Основной причиной возбуждения дела по КоАП, следовательно, для назначения расследования, является выявление противоправного деяния, для выявления всех обстоятельств которого необходимо длительное время или проведение экспертиз.

Чаще всего расследование назначается, когда из-за нарушения ПДД в дорожной аварии причинён лёгкий или средний вред здоровью, при сокрытии одного из участников с места столкновения, а также при спорных случаях, когда водители расходятся во взглядах на причины случившегося.

Предлагаем ознакомиться:  Отправка искового заявления по почте в суд

Совет!

Когда же подозревается причинение тяжкого телесного ущерба или есть погибшие, возбуждается уголовное дело и начинается следствие.

Примечание. Определение о расследовании выносится и в отношении высших государственных чинов, а также иностранцев, пользующихся иммунитетом.

Виновник ДТП стоящий с инспектором возле машин

Проведение расследования входит в полномочия сотрудников автоинспекции. В его ходе выясняются все обстоятельства, от которых зависит виновность участников ДТП и которые необходимы для определения меры наказания, если вина будет доказана.

Административное расследование – это только выяснение обстоятельств случившегося, по сути, то же самое, что делает в обычном случае автоинспектор на месте происшествия, только более длительное по времени, а не рассмотрение самого дела. Оно нужно только для выяснения: было ли правонарушение или нет, а если было, то в чём состояло.

Определение наказания, которое фиксируется постановлением об АП – это отдельный процесс. И существует вероятность, что протокол об АП будет оспорен, и лицо, по действиям которого проводилось расследование, будет признано невиновным.

Как оформляется

Выносится соответствующее определение сразу как становится известным, что совершено правонарушение, требующее такой процедуры, как расследование. То есть сразу на месте аварии при оформлении документов.

При этом лицу, в отношении которого возбуждено дело об АП (ЛВОК – на сленге юристов), а также остальным участникам процесса, объясняются их обязанности и права, что фиксируется в тексте определения.

Копия определения выдаётся потерпевшему и виновнику, о чём они свидетельствуют своей росписью. Когда это невозможно, копии высылаются на их адрес. Выдача или отправка копий должна быть осуществлена не позже суток после составления определения.

Как доказать свою невиновность

Судебный молоток и игрушечные модели двух автомобилейhttps://www.youtube.com/watch{q}v=NEZ2kdMIQ4E

Пожалуй, самый востребованный вопрос — это как доказать свою невиновность. Чаще всего водителей интересует, что делать если не согласен с протоколом ГИБДД при ДТП. К примеру, несправедливо назначили виновником аварии. Итак, порядок действий должен быть таким:

  1. Уже на этапе составления протокола нужно письменно сообщить о своем категорическом несогласии. Обычно возражения пишут на самом протоколе. Желательно свои доводы изложить четко, по существу, без «воды». Это поможет в дальнейшем.
  2. Придется отправиться в отдел ГИБДД на рассмотрение своего административного дела и там также заявить, с чем не согласны и по какой причине. Все эти объяснения обязательно фиксируются в материалах дела.
  3. Если все-таки постановление вынесено в соответствии с первоначальным решением инспектора ГИБДД, остается одно — оспаривание вины в ДТП в суде. Здесь нельзя пропустить срок на такое обжалование — 10 суток с того дня, когда сам текст судебного постановления был получен на руки. Отдать свою жалобу можно или инспектору, который принял спорный акт, или (куда чаще) сразу в мировой суд. Госпошлину здесь платить не нужно. В тексте важно выделить все основные доводы в свою пользу, желательно со ссылками на законы.
  4. Если в суде тоже не вышло отменить постановление инспектора, есть еще апелляция в лице суда районного. Образец апелляционной жалобы по ДТП можно взять на сайте местного суда, а также типовые документы обычно есть в самом помещении суда на информационном стенде. Наконец, можно просто обратиться к юристам.
  5. Закон предусматривает многоступенчатую систему проверки принятых судьями решений. Поэтому при отрицательном результате рассмотрения апелляции можно подать жалобу еще и в областной (краевой и т.п.) суд и как в последнюю инстанцию — в Верховный суд.

Конечно, в рамках одной статьи уместить всю полезную информацию по судебным делам об авариях на дороге невозможно. Каждый такой случай по-своему уникален и требует внимательного подхода и от инспекторов ГИБДД, и в особенности от суда. Главное — это не бояться защищать себя и сразу после происшествия, и впоследствии во всех судебных инстанциях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector