Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)
На заметку владельцам земельных участков: все об установлении публичного сервитута |
Помощь юриста
Назад

На заметку владельцам земельных участков: все об установлении публичного сервитута

Опубликовано: 12.02.2020
0
0

Для чего устанавливается{q}

Вопросы, связанные с

регламентируются Земельным и Гражданским законодательством Российской Федерации. Закон разрешает абсолютно любому собственнику недвижимого имущества требовать от обладателя смежного участка возможность ограниченно использовать его по назначению.

На основании этого заключения можно сделать вывод о том, что сервитут является не только обременением, но и вещным правом, которое может иметь как временный, так и постоянный характер.

Однако устанавливаться такой вид обременения на земельный участок может только при наличии соответствующих оснований. Всего их три:

  1. Это изданный акт Российской Федерации, который имеет нормативно правовой характер.
  2. Акт, который издан субъектом Российской Федерации.
  3. И наконец, локальный акт от органа местного самоуправления, который тоже имеет нормативный характер.

При этом, основные условия установления сервитута заключаются в том, что он не должен мешать собственникам распоряжаться своим земельным наделом.

У введения сервитута на земельный участок есть несколько целей, для обеспечения достижения которых он устанавливается. Рассмотрим самые основные:

  • Беспрепятственный проезд или проход через участок.
  • Возможность проведения дренажных работ.
  • Осуществление рыболовства, охоты.
  • Возможность получения неограниченного доступа к прибрежной полосе.
  • Временное использование для проведения исследований или иных изыскательских работ.
  • Возможность прогона скота на прямую через участок.

Как установить частный сервитут

Введение публичного сервитута не требует обращения в суд или оформления соглашения между определенными лицами. Для этого властными органами РФ, региона или муниципального образования принимается нормативный акт, в котором будет зафиксированы все существенные условия сервитута. Для принятия указанных актов нужно обязательно провести общественные слушания с участием местного населения.

Статьей 23 ЗК РФ регламентирован исчерпывающий перечень ситуаций, когда на временный или постоянный срок будет вводиться сервитут публичного характера. Выделим наиболее распространенные случаи, когда в интересах местных граждан, либо государственных и муниципальных органов, может вводиться ограничение прав собственников:

  • обеспечение беспрепятственного прохода или доступа для неограниченного круга лиц (например, для свободного прохода к местам общего пользования);
  • использование частного надела для проведения ремонтных работ на ресурсоснабжающих коммуникациях;
  • использование чужого участка для прогона скота;
  • для размещения различных видов государственных геодезических меток (например, межевых знаков);
  • иные ситуации, перечисленные в статье 23 ЗК РФ.

Поскольку введение сервитута публичного характера существенно ограничивает законные интересы правообладателя, должны досконально соблюдаться все требования законодательных актов. При выявлении нарушений владелец участка может обжаловать нормативный акт властных органов в судебном порядке.

Также закон предусматривает обязательную регистрацию любых видов сервитутов, для этого необходимо обратиться в службу Росреестра. Сведения о сервитуте, а также его сроках, будут доступны для ознакомления путем получения выписки из госреестра ЕГРН.

Частный сервитут устанавливается в отношении конкретных лиц либо группы субъектов, т.е. носит персональный характер. Установление указанного ограничения может происходить в добровольном или принудительном порядке. Если правообладатель надела не возражает против ввода сервитута, все договоренности сторон можно оформить в виде письменного соглашения.

Соглашение об установлении сервитута земельного участка должно предусматривать все существенные условия, которые будут соблюдаться сторонами:

  • дата и место составления документа;
  • личные данные каждого участника соглашения (владельцев смежных участков и правообладателя земли);
  • сведения о земельном наделе, в отношении которого вводится ограничение – кадастровый номер, описание площади и т.д.;
  • суть вводимых ограничений – для каких целей устанавливается сервитут (проход или проезд, и т.д.);
  • срок введения ограничений;
  • перечень лиц, имеющих право пользования сервитутом;
  • описание зоны, на территорию которой будет распространяться режим частного сервитута – весь участок или отдельная его часть.
Предлагаем ознакомиться:  Оценка автомобиля для нотариуса по наследству. Оценка стоимости машины для вступления в наследство онлайн и с выездом

Органы, принимающие решение о проведении процедуры

В зависимости от места вашего проживания, а также от самого земельного надела, зависит и орган, который будет принимать решение о возможности или невозможности установки публичного сервитута.

где бумаги будут рассматриваться специально созданной комиссией.

Например, возьмём Пензенскую область. Документы, которые позволяют получить разрешение об установлении сервитута будет выдавать местное правительство. А значит, рассматривать обращение будут органы местного самоуправления.

Тоже самое касается и других субъектов Российской Федерации.

Важно! Если речь идёт о более маленьком объекте или населенном пункте, то в таком случае нужно ехать в местную администрацию с целью получить разрешение или направление в областной орган власти для того, чтобы обращение была рассмотрено.

Основания

Сервитут на отдельно взятом земельном отделе может устанавливаться только при соблюдении соответствующих оснований, а именно наличия соответствующего нормативно правового акта, который разрешает установление подобного обременения на наделе. Автором этого акта может быть:

  1. Орган местного самоуправления.
  2. Субъект Российской Федерации.
  3. Федеральные органы власти.

Существуют и некоторые нюансы, которые станут прямым препятствием даже при наличии соответствующих оснований:

  • Если собственник не может воспользоваться своим земельным наделом, он имеет право обратиться в соответствующие органы государственной власти. К ним он предъявляет требование о том, чтобы изъять земельный надел, используя выкуп за разумную стоимость.
  • Также, на орган государственной власти ложатся обязанности по возмещению всех причиненных убытков собственнику.
  • Также, есть другой выход из ситуации. Например, в замен может быть предоставлен равноценный по стоимости, параметрам, и внешним характеристикам земельный надел.

Важно! И ещё одно важное основание – это возможность проведения публичных слушаний. Ведь публичный сервитут может быть установлен только по факту их проведения.

Подробнее об основаниях для возникновения сервитута мы рассказывали тут.

Судебная процедура

Если переговоры с правообладателем участка не привели к результату, есть возможность урегулировать спор в судебном порядке. Для этого можно использоваться вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения. Рассмотрение споров, связанных с указанными ограничениями земельных прав, входит в компетенцию судов общей юрисдикции (районные или городские суды).

На что нужно обратить внимание при обращении в суд{q} В содержание искового заявления рекомендуется включить следующие пункты:

  • наименование судебного учреждения, которое будет рассматривать дело;
  • личные данные всех заинтересованных сторон (владельцем соседних участков);
  • сведения о возникновении спора – что именно позволит решить ограничение права;
  • вариант условий сервитута, который предлагает истец;
  • обоснование срока, на который необходимо ввести ограничение права.

Суд не вправе обязать собственника надела подписать соглашение о сервитуте, поэтому в решении будут зафиксированы все условия ограниченного права пользования. При этом суд обязан принять во внимание не только требование владельца смежного участка, но и интересы правообладателя.

При вынесении решения судебное учреждение будет учитывать следующие нюансы:

  1. если у сторон и суда недостаточно специальных познаний в сфере земельных правоотношений, может назначаться экспертное исследование или к участию в процессе может привлекаться специалист в указанной отрасли (как правило, приглашается кадастровый инженер с квалификационным аттестатом);
  2. решение суда должно содержать точные пространственные метки, в пределах которых будет действовать сервитут (это необходимо для внесения данных о сервитуте в госреестра ЕГРН);
  3. надлежащим ответчиком по делу может выступать только собственник спорного земельного надела, так как временный владелец объекта (арендатор, пользователь) не вправе участвовать в урегулировании такого спора.
Предлагаем ознакомиться:  Процедура реструктуризации долга физических лиц

Также в судебном процессе должен разрешаться вопрос и о размере платы за пользование чужим наделом земли. Поскольку закон не содержит правила взимания платы в таких случаях, будут использованы положения судебной практики, либо понадобится заключение специализированной экспертизы.

Отдельного внимания заслуживает регистрационная процедура в службе Росреестра. Если условия сервитута были определены в соглашении, для регистрации потребуется участие обеих сторон. На основании судебного акта заявление будет подавать только заинтересованное лицо.

В службу Росреестра представляются следующие документы:

  • заявление о проведении регистрационных действий;
  • правоустанавливающие документы на спорный и смежный земельный надел (свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН и т.д.);
  • межевой план с выделением зоны действия сервитута;
  • обоюдное соглашение или судебный акт, на основании которого будет проводиться регистрация;
  • документы, удостоверяющие личность сторон сервитута;
  • нотариальная доверенность на представителя;
  • платежное поручение, подтверждающее перечисление госпошлины.

Для проведения регистрационных действий уплачивается госпошлина в размере 1500 рублей для физлиц и 6000 для предприятий.

Прекращение сервитута происходит по истечении срока его действия, либо по обращению в суд заинтересованного лица. Например, основанием для обращения в суд будет являться существенное нарушение условий ограниченного пользования в виде нарушения правил разрешенного землепользования. Для официального прекращения действия сервитута в госреестр ЕГРН должны быть внесены соответствующие сведения.

Права и обязанности обладателя

Статья 39. 40 Земельного кодекса перечисляет лиц, которые имеют право ходатайствовать об установлении публичного сервитута на земельном наделе:

  1. Таким правом обладает организация, которая является естественной монополией. У публичного сервитута появляется возможность для размещения различных сооружений инженерной направленности, которые позволят осуществить деятельность субъекта.
  2. Организации связи, которые хотят разместить сооружения и линии, которые необходимы для проведения изыскательских работ.
  3. Владельцы объекта транспортной инфраструктуры, который имеет местное, Федеральное и региональное значение.
  4. Организация, которая подала ходатайство об изъятии земельного надела для нужд муниципальных или же государственных нужд. Сюда относится возможность реконструкции инженерного сооружения, и так далее.
  5. А также иные лица, которые уполномочены различными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов, органами местного самоуправления осуществлять деятельность, которая должна обеспечить установление публичного сервитута.

Обладатель сервитута имеет целый комплекс прав и обязанностей, к которым должен относиться очень серьезно. В противном случае, соглашение будет расторгнуто и лицо более не сможет использовать сервитут в качестве меры достижения своих целей.

Права и обязанности обладателя публичного сервитута установлены статьей 39. 50 Земельного Кодекса Российской Федерации. В соответствии с этой нормой:

  1. Обладатель публичного сервитута имеет право приступить к осуществлению использования земельного надела с момента заключения соглашения.
  2. Если публичный сервитут был установлен в отношении земельных наделов, который является государственной или муниципальной собственностью, то обладатель публичного сервитута может использовать надел только после того, как будет внесена соответствующая оплата.
  3. Лицо имеет право получить доступ к земельному наделу.
  4. Осуществлять на его территории строительные работы или реконструкцию.
  5. Может складировать, осуществлять доставку или наоборот, вывоз строительных материалов.
  6. Есть возможность осуществлять консервацию или наоборот, снос сооружений.
  7. Когда на участке расположены какие-либо недвижимые объекты и постройки, то обладатель сервитута также приобретает права на данные вещи, если иное не установлено соглашением между сторонами.

Однако, никто не отменял обязанностей:

  1. Ну например, обладатель сервитута должен содержать участок в том состоянии, которое бы характеризовало его пригодным для использования.
  2. Если обладателем сервитута были построены какие-либо объекты, то по факту окончания использования они должны быть снесены.
  3. Также, обладатель сервитута имеет право отказаться от его установки в любое время.

Подробнее о том, как обладатели сервитута могут распоряжаться землей, каковы их обязанности и права, мы рассказывали тут.

Оплата за публичный сервитут осуществляется в соответствии с соглашением. Это значит, что денежные средства должны поступать раз в месяц или ежегодно, в зависимости от условий, которые были оговорены ранее. Но в соглашении также устанавливается конкретная сумма, которая характерна 0, 01 процента от кадастровой и рыночной стоимости.

Предлагаем ознакомиться:  Рассмотрение дела об административном правонарушении

А вообще, вопросы платы за публичный сервитут установлены статьей 39. 46 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с данной нормой обладатель обременения должен вносить плату в обязательном порядке. Как правило, это единовременный платёж или совокупность периодических платежей. Однако, стороны могут установить порядок по собственному желанию.

Установление земельного сервитута

Плата, как правило, рассчитывается прямо пропорционально площади использования земельного надела, который расположился в установленных границах.

Если период был установлен больше, чем на 3 года, то проценты повышаются до 0, 1 от кадастровой стоимости надела.

Если в отношении земельных участков кадастровая стоимость было определена, размер оплаты за сервитут будет рассчитывается в соответствии с пунктами 4, 3 данной статьи. Будет применён сравнительный метод, в ходе которого будут сравнивать аналогичные участки, расположенные в данном населённом пункте.

О методике определения и порядке внесения платы за сервитут на земельный участок можете узнать из этого материала.

Обжалование постановления

Если установление публичного сервитута как-либо нарушает чьи-либо права и законные интересы, то как представители сторон, так и третьи лица могут обратиться за защитой своих прав в судебную инстанцию.

Предварительно нужно составить иск, в соответствии с которым суд будет знакомиться с деталями дела. После того, как будет установлена причина обращения в судебную инстанцию, назначат дату разбирательства. Представители сторон, а также третьи лица и все причастные к установлению сервитута, должны явиться в зал заседаний в указанное время.

Срок

Статья 39.5 Земельного кодекса устанавливает срок публичного сервитута. В соответствии с этой нормой, срок зависит от некоторых ограничений.

  • Сервитут устанавливается на 10-49 лет в случае, если публичный сервитут предусмотрен пунктами статьи 39.37 Земельного кодекса (на нем будут располагаться инженерные соединения, электросети и так далее).
  • Если требуется произвести строительство или реконструкцию для проезда транспорта, то срок использования сервитута будет соответствовать сроку строительства.
  • Срок использования менее одного года будет устанавливаться в случае, если имеют место цели, предусмотренные подпунктами 5 статьи 39. 37.

О том, на какие сроки может устанавливаться сервитут, мы рассказывали здесь.

Когда процедура не может проводиться{q}

  1. Публичный сервитут не может быть установлен в случае, если не были произведены изыскательские работы, чётко не установлены границы участка.
  2. Также, публичный сервитут не может быть установлен в ситуации, когда земельный надел уже отдан кому-либо в сервитут.
  3. Так, запрещается установка и применение сервитута в случае, если не была проведена процедура соответствующей регистрации или в ней было отказано по каким-либо причинам.

https://www.youtube.com/watch{q}v=WahqfFg0rRQ

Публичный сервитут – это мера обременения, которая имеет массу нюансов. Поэтому, прежде чем начинать сбор пакетов документов и собираться обращаться в местную администрацию с целью получения надела в использование в виде сервитута, помните о том, что вы можете столкнуться с огромным количеством нюансов, с которыми стоит познакомиться заранее, чтобы обезопасить себя от негативных моментов.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector