Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)
Резиденты и нерезиденты в налоговом праве |
Помощь юриста
Назад

Резиденты и нерезиденты в налоговом праве

Опубликовано: 12.02.2020
0
1

Как рассчитывать НДФЛ при продаже квартиры нерезидентом РФ

Налоговый резидент – это лицо, обязанное платить налоги в данной стране. Например, налоговый резидент РФ, налоговый резидент США, британский налоговый резидент. Обычно для своих резидентов государства устанавливают одни правила налогообложения, а для нерезидентов – другие.

Налоговым резидентом в России считается человек, находившийся на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 месяцев. Нерезидент – это человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytdevru

При этом дни въезда в РФ и выезда из страны считаются днями пребывания в России. Если отметок о въезде нет в загранпаспорте (например, гражданин приехал из Белоруссии), при необходимости подтверждать факт пребывания в стране можно любыми доступными документами: гостиничными чеками, справками с работы, сообщает НалогОбзор.инфо.

Также период нахождения физического лица в России не прерывается на время его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Кроме того, военные и чиновники, служащие за границей, считаются резидентами, даже если провели в стране меньше положенного времени.

Таким образом, большинство граждан России – российские налоговые резиденты. Нерезидентом может стать тот, кто часто или подолгу бывает за границей.

Критерии налогового резидентства:

  • Проживание в РФ 183 дня и более
  • Наличие постоянного жилища в РФ в виде
    • собственности на жилое помещение или
    • постоянной регистрации по месту жительства
  • Наличие центра жизненных интересов в РФ в виде
    • местонахождения семьи или
    • местонахождения основного бизнеса или
    • местонахождения работы

Критерии валютного резидентства:

  • Граждане РФ, за исключением постоянно проживающих в иностранном государстве год и более
  • Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство и постоянно проживающие в России

Термина «валютный резидент» в российском законодательстве нет. В Федеральном законе от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — «Закон о валютном контроле») интересующее нас лицо именуется просто «Резидентом», в отношении которого и сформулированы положения пунктов 6 и 7 статьи 1 данного закона.

«6) резиденты:а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государствене менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одногогода на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одногогода или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менееодного года; (пп. „а“ в ред. Фед. от 06.12.2011г.

7) нерезиденты:а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с  и  настоящей части;»

Далее, во избежание путаницы (строго — только в целях настоящего Анализа), физическое лицо со статусом «Резидент» в том смысловом содержании, которое установлено Законом о валютном контроле, будет именоваться «Валютным резидентом РФ», а «Нерезидент» — «Лицом, не являющимся валютным резидентом РФ», что в повседневном обиходе более привычно и однозначно.

Если прокомментировать вышеуказанные положения Закона о валютном контроле с некоторыми нужными акцентами и в увязке с положениями НК РФ, устанавливающими статус налогового резидента, то ключевыми позициями станут следующие:

  • Признаются валютными резидентам не только граждане РФ (за указанными исключениями), но также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ в установленном порядке.
  • Не признаются валютными резидентами РФ те граждане РФ, которые постоянно проживают или временно пребывают в иностранном государстве год и более на основании …… .

При этом, именно постоянство проживания в иностранном государстве стало предметом противоречивых разъяснений контролирующих органов (см. ниже).

  • Утрата физическим лицом валютного резидентства РФ возможна в случаях:

— нахождения за пределами РФ в течение более одного года;— утраты российского гражданства, но продолжения при этом постоянного проживания в РФ без вида на жительство или временного пребывания без достаточных на то оснований.

Данная ситуация является чисто условной на основании лишь формальных выводов при буквальном толковании пунктов 6 и 7 статьи 1 Закона о валютном контроле и не может возникать в реальности в связи с незаконностью пребывания в РФ при указанных обстоятельствах.

А если практически, то от статуса валютного резидента можно избавиться только, если полностью прервать отношения с Россией в части места своего нахождения.

  • Для того, чтобы признаваться валютным резидентом РФ физическому лицу не обязательно признаваться налоговым резидентом.
  • При утрате статуса налогового резидента РФ физическое лицо может оставаться валютным резидентом РФ.

Ниже на последние две позиции будет обращено повышенное внимание.

Статус валютного резидента РФ не предусматривает дополнительных прав, но ко многому обязывает, а именно они:

  • Имеют право за отдельными исключениями, (в частности — лица, занимающие государственные должности и члены их семей) открывать без ограничений счета (вклады) в иностранных банках (пункт 1 статьи 12 Закона о валютном контроле). Строго говоря, данное право не является привилегией, так как открывать зарубежные счета могут любые граждане и неграждане РФ, за указанными исключениями.
  • Обязаныуведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) зарубежных счетов и об изменении их реквизитов (пункт 2 статьи 12 Закона о валютном контроле). а также нести ответственность за невыполнение данной обязанности (пункты 2 и 2.1 статьи 15.25 КоАП РФ).
  • Обязаны представлять налоговым органам отчеты о движении средств по зарубежным счетам (пункт 7 ст. 12 Закона о валютном контроле).
  • Обязаны производить зачисление средств на указанные счета строго в соответствии с разрешенным перечнем, который установлен статьями 9 и 12 Закона о валютном контроле.

Принимая во внимание тяжелейшие последствия, которые могут возникнуть для валютного резидента РФ вследствие невыполнения последней из указанных обязанностей, является необходимым пояснить ее.

Валютное законодательство РФ устанавливает закрытый (ограниченный) перечень операций, по которым разрешается зачисление доходов на зарубежные счета. Все операции, которые находятся за пределами этого перечня, относятся к неразрешенным. При этом указанный перечень, по общему признанию, является слишком ограниченным, чтобы обеспечить полноценное функционирование иностранного счета.

Разрешённые операции по иностранным счетам для вылютных резидентов РФ:

  • перечисления со своих счетов как в российских, так и зарубежных банках;
  • начисление и выплата банковских процентов по вкладам;
  • внесение на счет наличных денежных средств;
  • выплаты из бюджета РФ (пенсии, пособия и пр.);
  • перечисления от резидентов РФ из российских банков не более 5 000 дол. в день;
  • но если перечисления близким родственникам и супругам, то без ограничений по сумме;
  • выплаты от нерезидентов РФ в соответствии с трудовыми договорами;
  • возврат ранее уплаченных средств за товар или услугу или уплаченных ошибочно.

Для владельцев счетов в странах, входящих в ОЭСР или FATF, предусмотрены некоторые исключения, которые разрешают зачислять на такие счета:

  • доходы от сдачи в аренду зарубежного имущества;
  • некоторые виды доходов от владения и реализации ценных бумаг;
  • отдельные виды займов.

Если операции, не указаны в перечне, то относятся к запрещенным, и становятся для физических лиц при представлении Отчетов источником высоких рисков. А именно — проведение такой операции при ее непродуманном раскрытии может привести к громадному штрафу в размере от 75% до 100% полной суммы. В реальной практике в течение достаточно длительного времени закрепились несколько наиболее распространенных опасных примеров незаконных валютных операций (на уровне тех налогоплательщиков, которым адресован настоящий Анализ).

Например, не могут зачисляться сразу на счет физического лица в зарубежном банке, а должны быть сначала зачислены на его российский счет следующие доходы:

  • от продажи недвижимого имущества за рубежом;
  • от сдачи в аренду имущества, если они получены в странах, не входящих в ОЭСР или FATF;
  • от оказания услуг или продажи товаров, если они получены в результате предпринимательской деятельности в рамках ИП;
  • от продажи акций и облигаций иностранных эмитентов;
  • получение займа, если:
    • денежные средства поступают на счета государств, не являющихся членами ОЭСР или FATF;
    • займодавцы не являются резидентами тех же указанных государств;
    • срок займа 2 года и менее.

В настоящее время штраф за совершение таких валютных операций, которые прямо запрещены пунктом 1 статьи 15.25 КОАП РФ, а также прямо не разрешены валютным законодательством, как уже указывалось, составляет от 75% до 100% общей суммы сделки. Указанная норма послужила одной из основных причин участившихся случаев отказа налогоплательщиков от гражданства РФ.

Таким образом, нравятся или не нравятся указанные выше права и обязанности валютных резидентов РФ, но они, по крайней мере, понятны. Совершенно иначе в этом смысле выглядят в валютном законодательстве временные признаки валютного резидентства (свыше 1-го года), а также все связанное с постоянством проживания в иностранном государстве.

Напоминание. В соответствии с , Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) упразднена.При этом установлено, что функции Росфиннадзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г.

Кто такой налоговый резидент. Как определить статус (резидент или нерезидент) при расчете НДФЛ

Юридическими лицами-нерезидентами считаются компании, которые находятся за границей или были открыты в иностранном государстве, ведут основную деятельность и управление по его законам, но имеют проекты и филиалы предприятий, находящиеся на территории РФ.

В таблице приведена разница процентных ставок налогов компании резидента и нерезидента РФ, согласно действующему законодательству (статья 224, п.3 НК РФ)

Статус юридического лица Ставка, % Дивиденды, %
Компания-налоговый резидент РФ 20 9
Компания-нерезидент РФ 30 15

При наличии соглашения об отсутствии двойного налогообложения России и другой страны компании-нерезидента, процесс определения системы налогообложения проходит пошагово.

В случае подтверждения запроса о фактическом праве на обложение процентом прибыли иностранным государством, удержание дохода проводится в соответствии с положениями составленного и предъявленного соглашения.

В обратном случае (при отсутствии такого соглашения) дальнейшая тактика сбора средств в пользу страну зависит от идентификации бенефициара (фактического получателя прибыли). Если он является резидентом государства, которая подписала соглашения с РФ, то проценты удерживаются согласно договоренности.

Если бенефициар — резидент России, то пошлины у источника не изымается, при этом ФНС уведомляется о причине не удержания.

Если бенефициар не установлен, то налогообложение осуществляется в соответствии с нормами НК, а именно: статьи 284 п.3 (30% — ставка нерезидента на прибыль, 15% — на дивиденды, 20% — на проценты, роялти).

При выборе страны для выплат необходимо учитывать и планировать наиболее выгодные варианты, наличие льгот (фиксированного паушального налога, возможности передвижения по некоторым странам Европы) и то, насколько подходят основные требования государства для стабильного роста и процветания делопроизводства предпринимателя.

Период нахождения человека в России не прерывается на периоды его выезда за границу:

  • для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;
  • для исполнения трудовых или других обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Примечание

: Пункт 2

статьи 207

Налогового кодекса РФ.

В течение налогового периода 12-месячный период определяется на соответствующую дату получения дохода. То есть в течение года налоговый статус сотрудника может измениться. Выезд за пределы России имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России и не прерывает течение 12-месячного периода.

Если в течение налогового периода (например, за семь месяцев) количество дней пребывания сотрудника в России достигло 183 дней, статус налогового резидента такого сотрудника по итогам данного налогового периода измениться не может. Об этом говорится в письмах Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95.

Предлагаем ознакомиться:  Какие права имеет отец одиночка

Налоговый статус, определенный по итогам года, не меняется и в зависимости от продолжительности пребывания сотрудника в России в следующем году (письмо Минфина России от 7 апреля 2011 г. № 03-04-06/6-79). То есть если по состоянию на 31 декабря 2017 года сотрудник был признан нерезидентом, а в январе 2018 года стал резидентом, сумма НДФЛ, удержанного в 2017 году, не пересчитывается.

Общие правила определения статуса налогового резидента не распространяются:

  • на иностранцев, приглашенных в Россию на работу в качестве высококвалифицированных специалистов;
  • на иностранцев, которые признаны беженцами или получили в России временное убежище.

Независимо от продолжительности пребывания в России доходы этих категорий плательщиков облагаются НДФЛ по той же ставке, что и доходы резидентов.

к меню ↑

Если у гражданина России, который трудится за границей, есть право собственности на жилой объект или постоянная регистрация по месту жительства в России, то он может быть признан налоговым резидентом, даже если находится в нашей стране менее 183 дней.

Физическое лицо может являться налоговым резидентом, если у него есть в России постоянное жилье. Наличие такого жилья подтверждается документом о праве собственности или постоянной регистрацией по месту жительства в России. Такой вывод, по мнению чиновников, следует из положений международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения.

Распределение налоговых прав договаривающихся государств (России и страны, в которой трудится работник) в отношении доходов от работы производится на основании положений специальных статей упомянутых выше международных договоров. Они аналогичны нормам статьи 14 Типового соглашения, утвержденного постановлением правительства РФ от 24.02.10 № 84.

Кроме того, Налоговый кодекс не содержит положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять инспекции о факте утраты статуса налогового резидента РФ, а также о подтверждении статуса нерезидента России.

При определении налогового статуса физлица гражданство и место прописки значения не имеют

Физлицо, фактически находящееся в России менее 183 дней в календарном году РФ не признается налоговым резидентом. Наличие постоянной «прописки» у физлица на этот статус не влияет. Об этом сообщила ФНС России в письме от 04.10.2017 № ГД-3-11/6542@, тем самым скорректировав свою позицию по данному вопросу, приведенная выше.

Таким образом, физлица, фактически находящиеся в РФ менее 183 дней в календарном году, налоговыми резидентами не признаются. Исключение — лица, отдельно упомянутые в статье 207 НК РФ (в частности, российские военнослужащие, проходящие службу за границей).

к меню ↑

В отношении доходов, полученных от продажи жилья нерезидентом, налоговая база определяется без применения вычетов, а также без учета срока владения проданным имуществом. Поэтому если физлицо, не являющееся в 2017 году налоговым резидентом РФ, планирует продать в 2017 году жилой дом в России, то с полученного от продажи дохода придется заплатить НДФЛ по ставке 30 процентов.

к меню ↑

  • граждане РФ;
  • иностранцы, постоянно проживающие в РФ (с видом на жительство);
  • юридические лица РФ;
  • зарубежные представительства юридических лиц РФ;
  • официальные представительства РФ за рубежом;
  • Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования.

Соответственно, к нерезидентам относятся:

  • физические лица, не являющиеся резидентами;
  • зарубежные юридические лица;
  • зарубежные организации, не являющиеся юридическими лицами;
  • официальные представительства иностранных государств в РФ;
  • межгосударственные организации и их представительства в РФ;
  • филиалы и представительства зарубежных юридических лиц и организаций в РФ;
  • все иные лица, не являющиеся резидентами.

Примечание: Понятие резидента для целей валютного контроля не вполне эквивалентно понятию налогового резидента (которое для физического лица соотносится не с наличием вида на жительство, а с количеством дней пребывания в РФ в данном году).

к меню ↑

С 1 января 2018 ослабили валютный контроль за нерезидентами (Федеральный закон от 28.12.2017 № 427-ФЗ). Такие «физики» больше не должны уведомлять налоговиков о том, что открыли или закрыли счета в банках, которые расположены за границей (ч. 8 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Кроме того, «физики»-нерезиденты теперь могут свободно переводить деньги, минуя уполномоченные банки России.

Новое правило не затронуло россиян, которые проживают за границей менее 183 дней в году. Они, как и прежде, должны уведомлять налоговиков об открытых и закрытых счетах в иностранных банках.

Уведомление надо высылать в течение месяца. Если нарушить срок, контролеры могут оштрафовать на сумму до 1500 руб. (ч. 2 ст. 15.25 КоАП).

Для «физиков»-резидентов ввели и некоторые послабления. Например, они могут переводить деньги в иностранные банки с продажи недвижимости или автомобилей. Правда, такая «льгота» распространяется только на недвижимость, которая находится на территории государств — членов международной и межправительственной организации (ч. 5.1 ст.

Сейчас список стран, с которыми Россия будет обмениваться информацией, не утвержден. Но ФНС уже разработала приказ от 4 декабря 2018 г. N ММВ-7-17/784@, согласно которому всего стран 88. К примеру, соглашение есть с Китаем, Чехией, Польшей и т. д.

Изменилось понятие «валютный резидент». По новым правилам все россияне — резиденты. Не важно, сколько дней в году они проводят в других странах (подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ).

к меню ↑

При определении налогового статуса физлица гражданство и место прописки значения не имеют

к меню ↑

Таким образом, физлица, фактически находящиеся в РФ менее 183 дней в календарном году, налоговыми резидентами не признаются. Исключение — лица, отдельно упомянутые в статье 207 НК РФ (в частности, российские военнослужащие, проходящие службу за границей).

Для резидентов и нерезидентов действуют разные перечни доходов, с которых нужно платить налог.

Налоговые ставки для резидентов и нерезидентов также отличаются. Так, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в России для резидентов составляет 13%, а для нерезидентов РФ исчисляется по ставке 30%.

Кроме того, резидент имеет право получать налоговые вычеты по НДФЛ, а нерезидент – нет.

4. Кем быть лучше

По личному мнению автора лучше всего: 

  • Налоговым резидентом — также, но в разумных пределах. Как известно — все хорошо в меру.
  • Валютным резидентом — желательно не быть, но если это невозможно, то следует удерживаться уже в более чем разумных пределах, то есть — не доходя до фанатизма в исполнении бесцеремонно навязываемой обязанности платить и платить, превращая, таким образом, свое естественное стремление к справедливой уплате налогов в манию.

В настоящем разделе заметки сделана попытка объективно проанализировать, — каким образом взаимосвязано налоговое и валютное резидентство, несмотря на то, что выбирать все равно не приходится (почти).

Кроме того налоговое и валютное резидентство мощно объединяет еще и общий подтекст, а именно — требования, вытекающие из положений валютного резидентства должны обеспечивать возможность эффективно добирать у налогоплательщика то, что у него вдруг да останется после удовлетворения требований, связанных с его налоговым резидентством.

Поэтому не случайно иногда возникает горькое для гражданина и позорное для российского законодательства предположение — может быть лучше, все же, не быть ни тем, ни другим. Действующие законоположения такую возможность фактически не исключают, которая заключается в следующем. Если физическое лицо находилось за пределами страны более одного года, и к нему невозможно придраться по постоянству проживания и фактического местонахождения, то он перестает быть не только налоговым, но и валютным резидентом.

Но это крайняя мера, которая имеет шанс оказаться приемлемой далеко не для всех заинтересованных лиц. Очень многие пока еще старомодно полагают, что такие понятия, как Родина, Гражданин, Патриот и аналогичные, почти забытые в настоящее время, может быть, все же, еще не ушли окончательно в невозвратное прошлое.

Поэтому для таких ортодоксов может оказаться более подходящим другое утверждение автора, а именно — лучше всего тем, в ком заложена способность к творческому и, одновременно, нравственному подходу к любым жизненным ситуациям, независимо от того, на какое резидентство они оказались обречены.

На что влияет статус налогового резидента{q}

к меню ↑

Для этого берется 12-месячный период, предшествующий дате получения дохода. В нашем примере, начало такого периода 10 мая 2013 года, окончание 09 мая 2014 года.

Далее необходимо подсчитать количество дней фактического пребывания физического лица на территории РФ за этот период. При этом, дни въезда в РФ и дни отъезда из РФ включаются в дни фактического пребывания в РФ.

Между тем, период нахождения физлица в РФ не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ). В Вашем случае, когда сын выезжает не для обучения и лечения, а на каникулы, не подпадают под эту статью и не включаются в период нахождения физлица в РФ.

В итоге, если дней нахождения физлица на территории РФ набралось 183 и более, то лицо является налоговым резидентом.

Итак, период пребывания в России (менее или более 183 дней) отсчитывается со дня прибытия (въезда) в Россию по день отъезда (выезда) из нее включительно. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ОА-3-17/1702).

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д

ФНС утвердила процедуру подтверждения статуса налогового резидента РФ, а также бланки используемых при этом документов. Приказ ФНС от 07.11.2017

Чтобы получить документ, подтверждающий российское резидентство (например, для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения), организации, ИП или физлицу нужно подать в ФНС или уполномоченный налоговый орган соответствующее заявление по утвержденной форме. Такое заявление можно представить как на бумажном носителе (лично или по почте), так и в электронном виде с помощью нового электронного сервиса, а также в «Личном кабинете налогоплательщика–физического лица».

Срок рассмотрения заявления – 40 календарных дней.

Предлагаем ознакомиться:  Права и обязанности рыбнадзора

к меню ↑

к меню ↑

Если сотрудник получил статус налогового резидента РФ в течение налогового периода (календарного года), НДФЛ с начала года нужно пересчитать по ставке 13%, а излишне удержанный налог – зачесть.

При приобретении работником статуса налогового резидента в течение года суммы вознаграждения, полученные им с начала года, облагаются НДФЛ по ставке 13%. Поскольку за месяцы, когда сотрудник еще не был резидентом, налог удерживался по ставке 30%, после пересчета НДФЛ по резидентской ставке образуются излишне удержанные суммы налога. Их следует принять к зачету при дальнейших начислениях.

Если же на конец года весь излишек зачесть не получится, то остаток работник сможет вернуть самостоятельно, заполнив декларацию 3-НДФЛ, обратившись в ИФНС по месту жительства (пребывания).

Обратите внимание, что ставка НДФЛ 30% применяется к доходам не всех нерезидентов. Не ошибиться при расчете налога вам поможет Виртуальный помощник по НДФЛ для налоговых агентов.

к меню ↑

к меню ↑

к меню ↑

Итак, валютными резидентами признаются граждане РФ. И если резидент открыл/закрыл счет/вклад в банке, находящемся за пределами РФ, или изменились реквизиты этого счета/вклада, то резидент должен об этом уведомить ИФНС. И кроме того, в его обязанности входит представление отчета о движении средств по такому счету/вкладу.

За неподачу, например, уведомления гражданину грозит штраф в размере от 4000 руб. до 5000 руб. Если же он все же уведомил ИФНС, но с нарушением срока, то штраф составит от 1000 руб. до 1500 руб.

к меню ↑

к меню ↑

  • корпорации, компании, предприятия и подобные, которые были созданы и зарегистрированы на территории РФ, в соответствии к требованиям национального законодательства;
  • филиалы российских предприятий, находящиеся за границей, но зарегистрированные в РФ и выполняющие необходимые налоговые обязательства (выплата процентов в казну РФ и предоставление декларации для фиксации этого факта в Федеральную Налоговую Службу).

В практике других стран встречаются случаи, когда статус юридических лиц определяется по следующим критериям:

  1. Место, где располагается основной офис предприятия.
  2. Страна, где проходят советы директоров, то есть осуществляется фактическое управление компанией.
  3. Место, где располагаются финансовые отделы компании;
  4. Государство, где проходит глобальная деятельность компании (получение большей доли прибыли).

Во избежание двойного налогообложения, в случае, когда организация зарегистрирована в одной стране, а деятельность осуществляет в нескольких, составляется интернациональный договор. В нем определяются критерии налогообложения доходов, и в договорной форме урегулируется конфликт интересов.

У Российской Федерации с большинством других стран существует международное соглашение, которое освобождает юридические лица от налога за рубежом, в случае подачи декларации на территории РФ.Дополнительно стоит отметить, что сбор происходит не только с той прибыли, которая получена на территории России, но и в зарубежных странах.

Разные страны устанавливают свои критерии определения и подсчета налогов для физических лиц.

Например, чтобы иметь статус налогового подданного в РФ, нужно соответствовать следующим требованиям:

  • безвыездное непрерывное проживание на территории РФ от 183 и более календарных дней в течение года;
  • иметь место постоянной регистрации и выполнять налоговые обязательства, предусмотренные нормами;
  • иметь данный статус могут быть как граждане нашей страны, так и люди, не являющимися ими, или лица без гражданства, выполняющие налоговые обязательства ввиду их длительного пребывания и деятельности на территории РФ;
  • военнослужащие и государственные служащие, пребывающие за границей по долгу службы или работы, вне зависимости от длительности отсутствия.

Согласно статье 224 НК РФ, для физических лиц–резидентов, ставка подоходного налога составляет 13%, а для лиц-нерезидентов — 30%. В некоторых случаях процент может варьироваться. Так, к примеру, предусмотрено снижение процентной ставки на доходы лиц в виде дивидендов до 9%.

Ниже в табличной форме приведен размер процента налогообложения для разных категорий населения.

Статус физического лица Ставка налога, %
Резидент 13
Нерезидент 30
Физические лица, получающие доходы в виде дивидендов в качестве участников компаний-резидентов 15
Иностранные граждане, работающие по патенту и относящиеся к категории высококвалифицированных специалистов 13

Другие государства могут руководствоваться дополнительными критериями при выдаче статуса налогового резидента, среди которых весомую роль играет наличие гражданства, собственного или съемного жилья, прописка семьи, сроки нахождения в том или ином месте и экономические интересы физических и юридических лиц.

Также, как и в случае с компаниями, обычный человек может считаться налоговым подданным нескольких стран, это тоже регулируется путем заключения договорных соглашений, во избежание двойного налогообложения.

Кроме этого распространенного статуса, часто используется термин «домициль». Это понятие, позволяющие конкретизировать привязку плательщика к зоне юрисдикции, как правило, характеризует место жительства или регистрации.

  • справки, подтверждающие место жительства и регистрации физических лиц;
  • удостоверение личности (паспорт);
  • отметка в паспорте о прохождении пограничного контроля и пересечения границы;
  • данные миграционных карт;
  • контрольный документ, в котором ведется учет времени работы на территории страны;
  • заявления в учреждение (Межрегиональную инспекцию) Федеральной Налоговой Службы.

Определение налогового статуса очень важно, поскольку его наличие непосредственно влияет на величину итогового дохода физических и юридических лиц и на то, по каким процентным ставкам они будут платить.

Кроме выяснения правовых отношений физических и юридических лиц с налоговыми государственными органами внутри страны, можно получить подтверждение резидентства, чтобы не возникало конфликта интересов и необходимости доказывать его, ведя активную деятельность за границей.

Множество государств уже выдают соответствующие сертификаты. Получить их можно и на территории РФ, обратившись органы ФНС лично или заполнив заявление онлайн. В нем нужно указать следующие данные:

  • ФИО физлица или наименование фирмы;
  • идентификационный налоговый номер (ИНН);
  • страна, в которую будет предъявлен сертификат.

Срок ответа на заявку составляет календарный месяц. В случае удовлетворения запроса можно получить данный сертификат в бумажном или электронном виде.

Понятия «налоговый резидент/нерезидент» сформулированы в статье 207 НК РФ. Имея ввиду, что тема настоящего Анализа в целом не является однозначной для ее понимания даже с посильными разъяснениями автора, — текст данной статьи приводится дословно.

П. 2 ст.207 НК РФ: «Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.»

Таким образом, как следует из пункта 2 указанной статьи, формально в РФ действует принцип определения налогового резидентства по количеству дней нахождения на территории РФ. Кроме того, контролирующие органы в связи с введением в действие с 01 января 2015 г. Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ («Закон о КИК»), уточнилисвою позицию в отношении критериев для определения налогового резидентства физического лица — ФНС России были опубликованы разъяснения (см.

письма ФНС РФ № ОА-3-17/87@ от 16.01.2015 г. и № СА-4-14/460 от 12.02.2015 г.), из которых следует, что «сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента Российской Федерации в упомянутой выше ситуации.

» В своих разъяснениях ФНС России ссылается на положения международных соглашений об избежании двойного налогообложения, из которых следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента РФ, если оно располагает в РФ постоянным жилищем либо имеет в ней центр жизненных интересов.

Как стать налоговым резидентом

Налоговое и валютное резидентство является одной из самых запутанных областей российского законодательства, что является очевидным из настоящего Анализа в целом. Особенно валютное, что показано в предыдущем разделе.

Загвоздки находятся в правилах определении этого статуса, его приобретения и сохранения, отказа от него или утраты, а также в последствиях того и другого. В начале сентября 2016г. Минфин России вынес на общественное обсуждение законопроект о внесении поправок в Закон о валютном контроле (далее — Законопроект), который был опубликован на федеральном портале раскрытия проектов нормативных актов.

Принимая во внимание все изложенное выше в настоящем Анализе, нельзя не признать, что инициатива Минфина России в разработке и обсуждении указанного законопроекта оказалась более чем уместной. При этом, в процессе обсуждения заинтересованными лицами немалое внимание уделялось соответствиюфактической нацеленности законопроекта той громко озвученной цели, в соответствии с которой законопроект, в первую очередь, направлен на упрощение валютного регулирования и контроля.

Но такая необычная постановка вопроса многими участниками обсуждения неожиданно оказалась роковой для первой редакции Законопроекта. Реакция заинтересованных лиц была крайне негативной, вызвав их возмущение и оценку положений Законопроекта как недопустимых в качестве поправок к Закону о валютном контроле, и без того неоправданно жестком.

Поэтому, убедившись, что такая проба пера, имевшая целью проверить — до какой степени можно брать за горло законопослушных граждан на фоне ненаказуемого беспредела других лиц, Минфином в достаточно короткое время первая редакция Законопроекта была существенно изменена в его основополагающих положениях, но, все же, не изменив при этом его лукавой сути.

А именно — были предложены новые поправки, касающиеся продолжительности временного пребывания гражданина РФ в России в периоде его постоянного проживания в иностранном государстве с одновременным установлением вечного резидентства. В конце ноября 2016г. новые поправки в Закон о валютном контроле стали доступны для дальнейшего обсуждения Законопроекта в целом.

При этом любопытно обратить внимание на невиданную расторопность, проявленную Минфином в данном случае. Новые, более пристойные, изменения были предложены спустя всего лишь два с половиной месяца после опубликования первой редакции Законопроекта. Хорошо, видимо, допекли отклики. А «проба пера» оправдала свое неявное назначение и, таким образом, авторам Законопроекта стало возможным попробовать следующую.

В настоящем разделе Анализа Законопроект рассматривается с учетом ноябрьских уточнений, то-есть в его последней версии по состоянию на 30.12.2016г. Но при этом постоянно соотносится не только с основным текстом Закона о валютном регулировании, но и с первой редакцией Законопроекта.

Можно объединить в следующие три значимых блока: 

  • Расширение перечня разрешенных валютных операций.
  • Уточнение требований в части продолжительности кратковременного прерывания постоянного проживания или пребывания.
  • Смягчение требований в части представления уведомительной и отчетной документации в налоговые органы и банки. 
Предлагаем ознакомиться:  Налоговый вычет на ребенка произелся дважды по зарплате и отпускным

Прокомментируем каждый из блоков отдельно.

Расширение перечня разрешенных валютных операций.

Законопроектом предлагается расширить перечень разрешенных операций, по которым денежные средства могут зачисляться непосредственно на зарубежные счета физлиц, являющихся валютными резидентами РФ, минуя уполномоченные банки. К таковым операциям можно относить продажу принадлежащих им за пределами РФ транспортных средств и недвижимого имущества, если одновременно выполняются следующие условия:

  • имущество зарегистрировано в иностранном государстве , являющемся членом ОЭСР или ФАТФ;
  • иностранное государство присоединилось к многостороннему соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией;
  • счет открыт в банке, расположенном именно на его территории.

Примечание. Все перечисленное предусмотрено первой редакцией Законопроекта. Дополнительные поправки ничего не привнесли в данном вопросе.

Конечно — этого очень мало. Но Законопроект ничего не предлагает в отношении других неоправданных ограничений. Например, по расчетам в валюте с другими резидентами. Или, если валютные резиденты не связаны родственными отношениями, то один другому не могут подарить какую-либо валютную ценность. К ним, в частности, могут относиться денежные средства, акции зарубежных компаний или векселя иностранного эмитента.

Указанные действия продолжают оставаться незаконными валютными операция с вытекающими последствиями. А именно — в случае нарушения возникает не только налогообложение подарка, как это в некоторых случаях принято во всем мире и даже в России, а еще и штраф в размере от 75 до 100% от стоимости «подарка».

Уточнение требований к валютным резидентам в части продолжительности кратковременного прерывания постоянного проживания или пребывания.

Имеется в виду следующее. Как известно, проживающие за границей граждане РФ, так или иначе, в течение, вроде бы, запретного для выезда одного года, все равно совершают краткосрочные поездки в Россию, вследствие чего в правоприменительной практике достаточно часто возникают вопросы: 

  • о принципиальной допустимости любого прерывания срока проживания или пребывания за границей в зависимости от обстоятельств;
  • о продолжительности выездов в РФ,
  • о видах документов, которые могли бы подтверждать пребывание за пределами РФ с учетом положений Таможенного союза, международных соглашений о безвизовых поездках и др.

Предложения Законопроекта, практически, снимают эти вопросы. А именно — граждане РФ, постоянно проживающие либо временно пребывающие в ИГ не менее одного года, не приобретают обязанностей валютного резидента, если суммарная продолжительность их приездов в Россию будет менее 183 дней в течение каждого календарного года, независимо от их количества.

Таким образом, любые рассуждения на тему «даже один день пребывания и т.д» — отпадают.

Примечание. В Действующей редакции Закона о валютном контроле возможность выездов в Россию, даже кратковременных, как в налоговом резидентстве, — вообще не упоминается.

В первой редакции Законопроекта допустимую продолжительность временного пребывания в России предлагалось ограничить 3-мя месяцами.

В ноябрьских уточнениях — менее 183 дней. Безусловно — позитивная поправка.

Предлагаемый законопроектом совокупный срок, по справедливому мнению его разработчиков, определен с учетом анализа реальных жизненных ситуаций (отпуск, посещение родственников, каникулы студентов и пр.).

Похвально.

Время нахождения в РФ или за ее пределами будет нетрудно контролировать по штампам в загранпаспортах, как это делается в отношении налогового резидентства.

Смягчение требований в части представления уведомительной и отчетной документации в налоговые органы и уполномоченные банки.

Все смягчения, касающиеся представления уведомительной и отчетной документации в налоговыеорганы, не являются самостоятельными сами по себе, а вытекают из тех смягчений, которые предложены Законопроектом в отношении длительности временного пребывания в РФ. Но от этого их значимость не умаляется. 

  • В том случае, если указанная суммарная продолжительность приездов (183 дня) будет выдерживаться, то Законопроект предлагает освободить таких граждан РФ от их обязанностей перед налоговыми органами в отношении своих зарубежных счетов. То есть, если в настоящее время гражданин РФ, въехав в Россию даже на один день, приобретает, таким образом, статус валютного резидента и, тем самым, становится обязанным в течение месяца отчитаться о своих счетах и движениях по ним, то согласно законопроекту, можно будет этого не делать, пробыв в стране даже 183 дней (в первой редации Законопроекта — 3-х месяцев).
  • Законопроектом предлагается установить срок вступления в силу Постановления Правительства РФ от 12.12.2015г. № 1365 «О порядке представления физическими лицами-резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской федерации» только с 01 января 2018г. После этого у всех резидентов будет еще три месяца на то, чтобы выполнить свою обязанность. При этом важным является положение, касающееся «переходного периода».

    А именно — тем гражданам, которые не окажутся валютными резидентами по состоянию на 31 декабря 2017г. и не вернутся в РФ до 01 января 2018г., — не придется представлять в налоговые органы Уведомления о своих счетах к 01 марта 2018г.

  • Законопроект предлагает исключить требование к валютному резиденту о предъявлении уполномоченному банку при первом перечислении денежных средств на счет в иностранном банке (даже свой) Уведомления о своем зарубежном счете с отметкой налогового органа о его принятии. Исключение требования представлять в банки Уведомления об открытии/закрытии счета является не вытекающим из указанного выше нововведения в отношении продолжительности временного пребывания в России, а самостоятельным.

    Но это также не имеет принципиальной разницы. Принципиальным является другое — банк будет сам располагать такой информацией из собственных источников. А факт нарушения клиентом законопослушности станет достаточным основанием для отказа в проведении операции.

  • Граждане РФ, которые не окажутся валютными резидентами на 31.12. 2017 г. и не вернутся в РФ по состоянию на 01.01. 2018 г., не будут обязаны уведомлять о своих счетах до 01.03. 2018г. (В первой редакции Законопроекта это предусматривалось). То есть, если гражданин РФ, постоянно проживающий за границей, не въезжал в Россию в 2017 г., то он освобождается от обязанности отчитаться о своих счетах к 1 марта 2018 года. Но если в 2018-м он проведет в России не 183 дня, а хотя бы на один день больше, то он будет обязан это сделать.
  • Законопроектом предлагается установить, что граждане РФ не будут обязаны уведомлять и отчитываться по счетам, закрытым до 31.12.2014г., (независимо от даты их открытия), поскольку в этом случае закончится трехлетний срок хранения документов, которые могли бы подтверждать открытие счетов и проведение по ним операций.

8. Заключение

За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины.

Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.

Но засилье доктрин не означает, что не закручивается законодательство. В дополнение к самоуправским доктринам налицо косолапое ужесточение требований в отношении налогообложения доходов от источников за пределами РФ, в том числе от участия в иностранных организациях. Начиная с 20012г. в налоговое, валютное и административное законодательство настойчиво (но бестолково) вводятся завернутые нормы, касающиеся, в частности, и рассматриваемых в Анализе вопросов.

Например:

  • ужесточения ответственности за валютные правонарушения;
  • практической отмены банковской тайны в российских банках;
  • контроля за счетами граждан РФ в зарубежных банках;
  • постоянного проживания, пребывания, местонахождения налоговых и валютных резидентов в иностранных государствах, а также прерывания того же самого;
  • участия граждан РФ в иностранных организациях;
  • налогообложения прибыли контролирумых иностранных компаний, в том числе — даже нераспределенной прибыли КИК;
  • иного гражданства или другого права постоянного проживания граждан РФ в иностранном государстве.

При этом вводятся сумасшедшие штрафы и подталкивание налогоплательщиков к уголовной ответственности с одновременным неуклюжим втиранием в их доверие. Последнее — в виде Закона о добровольном декларировании с его сомнительными гарантиями, который дважды заслуженно провалился (31.12.2015г. и 30.06.2016г.), но долго будет аукаться для тех лиц, которые все же неосторожно представили свои Специальные декларации.

Продолжает выжиматься налогооблагаемость из запретов на неразрешенные валютные операции вместо введения разумной прогрессивной шкалы налогообложения валютных операций в зависимости от степени их подконтрольности. Даже рядовая работа с честным получением доходов от источников за пределами РФ превратилась для налогоплательщиков в эквилибристику под обязательным руководством опытного тренера.

В то же время «неприкасаемые» не дают себе труда проявить элементарную смекалку в своих, так называемых, схемах, а прут напролом в оффшоры с полной уверенностью в своей безнаказанности. При этом фактическое кредо высшего руководства — после нас хоть потоп.

Действует на нервы постоянное использование в качестве пугала Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Для справки. Был срочно подписан В.В. Путиным через три месяца после его избрания Президентом РФ и стал его любимым детищем. Постоянно уточняется. Всего в Закон об отмывании, начиная с даты его подписания (07.08.2001г.) поправки вносились 62 раза, в том числе:— в 2013г. — 6 раз;— в 2014г. — 9 раз;— в 2015г. — 10 раз;— в 2016г. — 6 раз. Последнее измененение — от 28.12.2016г. № 471-ФЗ.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytcreatorsru

Закон об отмывании стал главным законом страны (вместо Конституции РФ), не только устанавливая правила налогового и валютного законодательства, но и, практически, определяя всю внутреннюю и внешнюю политику РФ.

Его благородный (казалось бы) потенциал опошлен злоупотреблением этого закона по поводу и без повода. Сразу после введения в действие (01.02.2002г.) он с воодушевлением используется как репрессивная страшилка. Очень впечатляющая, надо признать.

Кругом террористы, понятное дело. На самом деле — кругом бардак, крышуемый ОПГ под победно развевающимся знаменем противодействия отмыванию и финансированию терроризма. И борьбы с коррупцией, конечно. Не поголовной, разумеется. Нельзя же так.

В 2013г. любимая тема была продолжена введением в действие Федерального закона от 28.06.2013г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в ряд законодательных актов РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям», в соответствии с которым, в частности, банковская тайна окончательно прекратила свое существование.

При всем указанном, неотвратимость в наказуемость полностью отсутствует, а выборочность применения закона процветает. Но, как бы — в противовес, все более укрепляется порочное мнение, что в грамотных руках малограмотные законы не помешают.

И самое главное — что это действительно так, в чем, может быть, хотя бы в какой-то мере убеждает настоящий Анализ.

Консалтинговая группа ЮКТ с удовольствием ответит на все вопросы заинтересованных лиц на тему оптимизации налогообложения, международного налогового планирования и антиофшорного законодательства в рамках любого права — гражданского, налогового, валютного и уголовного.

На семейном праве в области экономических преступлений специализируются властные структуры.

Понятие и особенности

Налоговое резидентство физических лиц — термин, обозначающий статус субъекта экономических отношений, то есть принадлежность лица к системе налогообложения конкретного государства.

Происхождение термина берет начало с латинского языка — «residens», что означает «сидит» или «остается на месте».

В иммиграционном законодательстве понятие резидентства используется для идентификации наличия разрешения (вида) на проживание в стране лиц, имеющих постоянное место жительства и регистрации, а также иностранцев и людей с неопределенным гражданством, подчиняющихся законам государства.

Нередки случаи, когда федерациям и республикам выгодно устанавливать такие критерии, чтобы как можно больше лиц признавались резидентами, а значит выплачивали процент на все свои доходы.

Некоторые либеральные критерии приводят к отсутствию полных обязательств ни в одной из стран, в которых лица проживают и ведут активную деятельность. Поэтому, важно знать — что такое налоговое резидентство.

В налоговом праве резидент — это человек или компания, стоящие на учете в государственном органе выбранной страны и делающие необходимые отчисления, согласно принятым нормам закона.

То есть можно иметь разрешение на проживание в одном государстве, но являться резидентом другого, при этом выплачивая налоги в казну выбранного места, где это наиболее выгодно.

И наоборот — являясь налоговым подданным, можно не иметь вид на жительство, то есть не являться гражданином в миграционном понимании.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytadvertiseru

Объектами, с которых снимают средства, являются:

  • стипендии;
  • зарплаты;
  • пенсионные обеспечения;
  • прибыль от компании.
, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector