Тема 11. Правовой режим лесопользования

Тема 27. Правовая охрана окружающей среды в городах и иных населенных пунктах

Понятие
городов и иных населенных пунктов. Их
классификация.

Зонирование
территории городов и иных населенных
пунктов в зависимости от целевого
назначения.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytadvertiseru

Обеспечение
экологической безопасности в городах
и иных населенных пунктах. Обеспечение
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения городов и иных
населенных пунктов. Обеспечение
радиационной безопасности в городах и
иных населенных пунктах. Обеспечение
промышленной (техногенной) безопасности
в городах и иных населенных пунктах.

Правовая
охрана атмосферного воздуха в городах
и иных населенных пунктах.

Правовая
охрана водных объектов в городах и иных
населенных пунктах Обеспечение населения
и объектов городской инфраструктуры
водой для питьевых и коммунально-бытовых
целей.

Правовая
охрана объектов животного мира в городах
и иных населенных пунктах.

Правовая
охрана городских лесов, иной
древесно-кустарниковой растительности,
выполняющей защитные и оздоровительные
функции, зеленых зон городов.

Государственный
экологический контроль в городах и иных
населенных пунктах.

Тема 11. Правовой режим лесопользования

Экологическая
служба города: понятие, структура,
функции.

Это
достаточно широко представленная тема
в любом учебнике или курсе лекций по
экологическому праву.

В
познавательном плане неплохо ознакомиться
с источниками международного права
окружающей природной среды, можно
довольствоваться комментариями,
изложенными в учебной литературе, этого
вполне достаточно для подготовки
вопросов, выносимых на экзамен.

Тема 28. Правовое регулирование обращения с отходами

Понятие
отходов производства и потребления.
Классификация отходов по классам
опасности.

Понятие
обращения с отходами. Общие требования
к обращению с отходами. Требования к
обращению с отходами в хозяйственной
и иной деятельности. Требования к
обращению с отходами в городах и иных
населенных пунк­тах. Требования к
объектам размещения отходов.

Требования
к обращению с опасными отходами.
Лицензирование. Паспортизация.
Сертификация. Понятие трансграничного
перемещения опасных отходов.

Государственное
управление в сфере обращения с отходами.
Нормативы образования отходов и лимиты
на размещение отходов. Учет и отчетность
в сфере обращения с отходами. Ведение
государственного кадастра отходов.

Государственный
контроль в сфере обращения с отходами.

Ответственность
за нарушение законодательства об отходах
производства и потребления.

Тема 13. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов

Зоны
чрезвычайной ситуации. Понятие. Порядок
объявления. Правовой режим. Единая
государственная система предупреждения
и ликвидации чрез­вычайных ситуаций.
Классификация чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.

Предлагаем ознакомиться:  Дубликат свидетельства о рождении ребенка: как сделать и где получить

Зоны
экологического бедствия. Понятие.
Порядок объявления. Право­вой режим.

Критерии
оценки экологической обстановки
территорий для выявления зон чрезвычайной
ситуации и зон экологического бедствия.

Государственные
органы, принимающие решения об объявлении
террито­рий зонами чрезвычайной
ситуации и зонами экологического
бедствия.

Юридическое
значение отнесения территорий к зонам
чрезвычайной ситуации и зонам
экологического бедствия.

Законодательство
о зонах чрезвычайной ситуации и зонах
экологического бедствия.

Усвоение
этой темы связано с ознакомлением с
Водным
кодексом РФ,
ко­торый регулирует в общем виде
основные вопросы использования и охраны
вод, а также с изучением соответствующих
положений учебной литературы.

Особое
внимание необходимо уделить вопросам
правовой охраны вод.

Следует
четко усвоить основные функции
государственного управления водным
фондом: планирование использования и
охраны вод, ведение госу­дарственного
водного кадастра, осуществление
государственного мониторинга водных
объектов.

В
систему специально уполномоченных
органов в сфере использования и охраны
водных объектов в настоящее время входят
органы Министерства природных ресурсов
и экологии РФ (головной орган), Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
(в части соблюдения санитарных требований
к качеству воды), Федеральное агентство
водных ресурсов, Федеральное агентство
по рыболовству (в рыбохозяйственных
водоемах). Конкретные функции каждого
из названных федеральных органов
исполнительной власти изложены в
положениях о них.

За
нарушения водного законодательства
предусмотрена административ­ная и
уголовная ответственность. Также в
определенных случаях может насту­пать
дисциплинарная и гражданско-правовая
ответственность.

Базовым
нормативным правовым актом, в котором
закреплены основные вопросы рассматриваемой
темы, является федеральный закон «Об
особоохраняемыхприродных
территориях».
Поэтому, помимо изучения соответствующей
темы в учебной литературе следует
ознакомиться и с ключевыми нор­мами
законодательного акта.

Главное,
что должны усвоить студенты, это
назначение, порядок образования, правовой
режим основных категорий особо охраняемых
природных территорий и вопросы управления
такими территориями.

Специально
уполномоченным государственным органом
в рассматриваемой сфере является
Министерство природных ресурсов и
экологии РФ. В регионах, а также на
муниципальном уровне могут создаваться
собственные специализированные
подразделения, юрисдикция которых
распространяется на особо охраняемые
природные территории соответствующего
уровня.

В
настоящее время установлена административная
и уголовная ответственность за нарушения
законодательства об особо охраняемых
природных территориях. Виновные могут
привлекаться также к дисциплинарной,
материальной и гражданско-правовой
ответственности.

  1. Экологические
    проблемы и современное экологическое
    состояние РФ

  2. Понятие
    экологического права РФ

  3. Соотношение
    экологического права с другими отраслями
    права

  4. Предмет
    и методы экологического права

  5. Принципы
    экологического права

  6. Система
    экологического права

  7. Источники
    экологического права

Контрольные
вопросы к занятию

  1. Современное
    состояние окружающей природной среды
    в Российской Федерации

  2. Какие
    экологические проблемы глобального
    характера вам известны

  3. Какие
    основные пути разрешения экологических
    проблем в мировом масштабе

  4. Понятие
    экологического права Российской
    Федерации.

  5. Предмет
    экологического права.

  6. Научно-методологические
    основы экологического права.

  7. Метод
    правового регулирования экологического
    права.

  8. Экологическая
    система как предмет правового
    регулирования.

  9. Экологические
    отношения, нормы и правоотношения.

  10. Участники
    (субъекты) эколого-правовых отношений.

  11. Объекты
    экологического права.

  12. Природа
    как объект использования и охраны.

  13. Окружающая
    среда как объект правовой охраны.

  14. Понятие
    природных объектов, природных ресурсов
    и природных комплексов.

  15. Принципы
    экологического права.

  16. Экологическое
    право как отрасль права.

  17. Система
    учебного курса экологического права.

  18. Экологическое
    право как наука.

  19. Экологическое
    право как учебная дисциплина.

  20. Соотношение
    экологического права с другими отраслями
    права.

  21. История
    развития экологического права.

  22. Понятие
    источников экологического права.

  23. Понятие
    экологического законодательства.

  24. Конституционные
    основы экологического законодательства.

  25. Система
    российского экологического
    законодательства.

  26. Роль
    права в оздоровлении окружающей среды
    и рациональном ис­пользовании
    природных ресурсов.

  27. Понятие
    экологической безопасности.

  28. Факторы,
    влияющие на экологическую безопасность.

  29. Правовой
    механизм обеспечения экологической
    безопасности.

  30. Конституция
    Российской Федерации об экологической
    безопасности.

  31. Закон
    «Об
    охране окружающей среды»

    об экологической безопасности.

  32. Роль
    общественности в обеспечении экологической
    безопасности.

Предлагаем ознакомиться:  Исключительное право на аренду земельного участка

Задачи
к практическому занятию

  1. Высший
    орган исполнительной власти России —
    Правительство РФ приняло постановление
    «Об утверждении Порядка опре­деления
    платы за загрязнение окружающей среды,
    размещение отходов и другие виды
    вредного воздействия».

ОАО
«Мосстройкомплект» направило запрос
в высший судебный ор­ган России —
Конституционный Суд РФ о проверке
соответствия дан­ного постановления
Конституции РФ.
Конституционный
Суд своим определением установил, что
это по­становление Правительства РФ
не противоречит Основному Закону
государства.

Существуют
другие варианты трактования этого
постановления судами основного звена
судебной системы, например Басманным
рай­онным судом.

Подпадает
ли данное постановление под юридическую
категорию «источник экологического
права»{q}

Можно
ли считать определение Конституционного
Суда РФ ис­точником экологического
права{q}

  1. Генеральная
    прокуратура России 26марта 2006 г.
    пред­ставила в Конституционный Суд
    РФ запрос о соответствии Консти­туции
    Указа Президента РФ от 12 февраля 2006 г.
    № 68 «О возмож­ности отработки
    переработанного ядерного топлива
    зарубежных АЭС в г. Дубне Московской
    области».

Сформулируйте
основные положения Конституции России
о регу­лировании правоотношений по
охране окружающей среды.

Возможна
ли ситуация, при которой Указ Президента
РФ не соот­ветствует Федеральному
закону «Об охране окружающей среды»{q}

  1. В
    2006 г. Тульская областная Дума передала
    проект за­кона «Об охране окружающей
    среды в Тульской области» эксперт­ному
    бюро «Экосаудитпартнер». По заключению
    экспертизы введе­ние в действие
    подобного закона нерационально, так
    как существу­ет ст. 76 Конституции РФ,
    где четко указано, что закон субъекта
    Федерации должен приниматься по предмету
    совместного ведения в соответствии с
    федеральным законодательством. Кроме
    того, при­нятие данного закона
    потребует дополнительных, излишних
    финан­совых затрат.

Оцените
законодательную объективность заключения
экспертно­го бюро «Экосаудитпартнер».

Охарактеризуйте
нормы ст. 76 Конституции РФ на соответствие
их Федеральному закону «Об охране
окружающей среды».

  1. 26
    августа 2006 г. между Администрацией
    Тульской об­ласти и Правительством
    РФ был заключен договор о том, что
    территория заповедника «Ясная Поляна»
    относится к совместному ведению
    Российской Федерации и Тульской области.

Предлагаем ознакомиться:  Как перевести зарплату в сбербанк

Можно
ли отнести данный договор к источнику
экологического права{q}

При
противоречии данного договора федеральному
экологическому законодательству следует
применять нормы договора или Федераль­ного
закона «Об охране окружающей среды»{q}

Тема 2.1. Право природопользования

Эта
тема базируется на знании отдельных
институтов гражданского права. Так,
необходимо учитывать, что природопользование
осуществляется как в целях удовлетворения
собственных потребностей человека
(например, если он дышит воздухом или
гуляет по лесу), когда для этого не
требуется согласование с кем-либо, так
и в рамкахосуществления
производственной и иной деятельности
(забор воды для технологических целей,
выбросы загрязняющих веществ в атмосферу),
что обуславливает необходимость
получения на это лицензии или иного
разрешения специально уполномоченного
органа.

Кроме
того, отдельные виды природопользования
могут возникнуть только при наличии
заключенного договора с уполномоченным
на то органом.

Необходимо
разграничивать природопользование на
позитивное и негативное. Безусловно,
отстрел объектов животного мира приводит
к исчезновению конкретных особей из
среды их обитания, но осуществляемая в
разумных рамках охота не наносит вреда
популяциям животных. В то же время сброс
использованной технологичной воды в
водные источники или размещение отходов
на больших площадях земли однозначно
можно назвать негативным природопользованием.

Непосредственные
права и обязанности природопользователей
отражены в конкретных природоресурсных
законах. Вместе с тем, как права, так и
обязанности вытекают из содержания
выдаваемых лицензий (иных разрешений)
и заключаемых договоров на природопользование.

https://www.youtube.com/watch{q}v=https:accounts.google.comServiceLogin

Необходимо
четко различать перечисленные в
природоресурсных законах основания
ограничения, приостановления и прекращения
права природопользования, исходя из
правовой природы таких оснований.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector